Зимний туристический сезон сулит страховщикам крупные выплаты. Увлечения наших соотечественников зимними видами спорта привело к тому, что уровень выплат по туристическому страхованию уже переваливает за 70% от привлеченных платежей. Чтобы покрыть расходы, страховые компании намерены поднимать тарифы на страховые полисы.
Страхование выезжающих за рубеж стало одним из наиболее затратных для компаний. Летом им приходится изрядно раскошеливаться из-за увеличения потоков туристов, устремляющихся к морю. Поездки в южные страны чреваты множеством мелких выплат. Наиболее сильно страховщикам докучают обращения застрахованных в связи с тепловыми ударами, пищевыми отравлениями, солнечными дерматитами и т. д., что выливается в довольно крупные суммы возмещений.
Зимний отпуск за рубежом проводит сравнительно небольшое число украинцев. Тем не менее и новогодний сезон начинает приносить компаниям все больше убытков. Ведь именно зимние каникулы наши соотечественники предпочитают проводить активно, к примеру, посвятив их горнолыжному спорту. А это чревато уже совсем иным уровнем травм и выплатами в десятки тысяч гривень. Среди наиболее «убыточных» стран, облюбованных нашими соотечественниками, страховщики называют Австрию, Италию, Испанию. «В нашей компании самая крупная выплата в зимний период прошлого сезона составила почти 44,6 тыс. грн. Случай произошел в Испании — пятнадцатилетний мальчик, катаясь на лыжах, упал и получил черепно-мозговую травму. Две недели находился в лечебном учреждении. Для последующего лечения был перевезен в Украину», — рассказывает ведущий специалист отдела туристического страхования СК «Провидна» Наталия Юрченко. «У нас наиболее тяжелым был случай перелома позвоночника туристки, которая занималась сноубордингом в Эрзруме (Турция). Общая сумма выплаты составила $14 970», — отмечает, в свою очередь, директор департамента турстрахования ЗАО СК «Эталон» Зоя Сазонова.
Расходы СК увеличиваются еще и за счет того, что «спортивные» полисы, как правило, включают в себя массу дополнительных опций, которые обычно не прописываются в полисах обычных туристов. «Существующая программа, помимо основных услуг (медицинские, транспортные, телекоммуникационные), включает дополнительные, такие как страхование личного спортивного инвентаря туриста, гражданской ответственности за нанесение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц от несчастного случая. Учитывая большой перечень услуг и относительно невысокую стоимость, данная страховка пользуется большой популярностью у клиентов», — рассказывает ведущий специалист отдела продукт-менеджмента департамента личного страхования СК «PZU Украина» Сергей Сабарин. Тот факт, что практически все страховщики вводят специальные коэффициенты для туристов, отправляющихся заниматься зимним спортом (тариф может увеличиваться в 1,5–2,5 раза), не спасает ситуацию. «Убыточность по выезжающим за рубеж в нашей компании в прошлый зимний сезон достигала 78%. А если посчитать только по лицам, выезжающим на горнолыжные курорты, то здесь уровень страховых выплат превышал 100%», — констатировала Агнесса Тарасенко, консультант отдела туристического страхования «ИНГО Украина». «В нашей компании убыточность по страхованию горнолыжников составляет порядка 90%», — подтверждает ее слова г-н Сабарин.
Страховые компании не считают нужным сокращать перечень услуг, входящих в полис, однако намерены постепенно повышать цены на них. «В этом году мы увеличиваем тарифы по страхованию лиц, выезжающих за рубеж для занятий зимними видами спорта, и, в частности горными лыжами, на 50%», — сообщила «ДС» г-жа Тарасенко. Впрочем, едва ли клиентов компаний может напугать такое подорожание. Ведь турполисы, даже для спортсменов-любителей, сегодня стоят копейки (в среднем страховка обходится 5–6 грн. в сутки). Тем не менее прибегать к непопулярной мере пока отваживаются не все компании. «Возможно, программа будет пересмотрена, но уже в следующем зимнем сезоне», — отмечают в «PZU Украина». И все же, по прогнозам экспертов, большинству участников вскоре все же придется взяться за пересмотр цен не только из соображений убыточности, но и по причине высокой конкуренции. «Многие СК привлекают туроператоров, предлагая им довольно высокий процент комиссионных за продажу полисов. Рост тарифов дает возможность повысить размер комиссии и таким образом увеличить объемы реализации полисов», — отмечают в одной из компаний.
Татьяна Очимовская
Инф. dsnews