Первый заместитель министра финансов Вадим Копылов раскручивает маховик сокращения старых бюджетных долгов предприятий, пока не возникли новые
С какой целью правительство намерено предоставлять государственные гарантии по коммерческим займам?
— В 2007 году гарантированные кредиты смогут привлекать государственные компании. Кабмин будет выступать гарантом выполнения обязательств, поскольку госимущество не может служить залогом под привлекаемый кредит. Частные фирмы не будут пользоваться гарантиями государства.
Будет ли соответствующее ограничение закреплено нормативно?
— А для чего это нужно?
Чтобы исключить традиционную для Украины практику вымывания бюджетных средств посредством перевешивания частных долгов на государство. Не так ли?
— Мы, конечно, посоветуемся с юристами, и, если потребуется, подготовим необходимые документы, но пока я не вижу необходимости в этом. Никто не собирается давать коммерсантам гарантии. Решения об их предоставлении правительство будет принимать (в виде постановлений или распоряжений) по согласованию с парламентом.
Можете назвать потенциальных заемщиков?
— Я пока не готов предметно ответить на этот вопрос. Неизвестно даже, какие финансовые учреждения будут обслуживать гарантированные займы. Напомню, что 26 июня 2006 г. были отменены все правительственные постановления о банках-агентах. Новый круг участников кредитных операций еще не очерчен, как раз сейчас готовим соответствующие нормы.
Рассматривает ли Кабмин возможность обеспечения госгарантий имущественным залогом потенциальных дебиторов?
— Не уверен в том, что это необходимо. На мой взгляд, достаточной страховкой от невозврата кредита дебитором является встречная гарантия со стороны отечественного банка.
Почему в проекте госбюджета не зафиксирован предельный объем гарантированных займов?
— Трудно заранее определить точный объем гарантий, достаточный для развития экономики в следующем году. Сейчас мы рассматриваем множество проектов, реализация которых может способствовать созданию новых рабочих мест, обновлению основных фондов предприятий и выполнению других неотложных задач. Укравтодор, к примеру, нуждается в дополнительных средствах для завершения проекта масштабного инфраструктурного строительства. Для привлечения кредитных ресурсов необходимы госгарантии. Решение должно быть принято быстро. Любые дополнительные ограничения будут тормозить процесс. А вообще, государственные гарантии дают не для того, чтобы погашать чей-то кредит за бюджетный счет, а для поддержки жизнеспособных проектов.
Кто будет оценивать жизнеспособность проектов, претендующих на госгарантии?
— Процедура еще не определена, но у государства достаточно институций, способных оценить проекты. Скажем, Минэкономики, отраслевые министерства и т. д.
Каким будет механизм взыскания в случае невыполнения обязательств заемщиком?
— Соответствующим законодательству.
Минфин безуспешно пытается продать на аукционах проблемные обязательства дебиторов, ранее погашенные за счет государства. Почему, как вы думаете?
— Маховик сокращения бюджетных долгов предприятий начал раскручиваться недавно. Мы ведем переговоры с потенциальными покупателями и, я думаю, что следующая продажа прав требования по просроченным долгам перед государством будет успешной.
Беседовала Мария БОНДАРЬ
Инф. kontrakty
e-finance.com.ua