Директор департамента по вопросам государственного долга Счетной палаты Украины Юрий Иваненко предлагает предоставлять госгарантии на конкурсных началах
Практика предоставления государственных гарантий по коммерческим кредитам, приостановленная в 2001 г., стоила госбюджету более 10 млрд грн. Какие последствия повлечет за собой возврат к этой практике?
— Трудно спрогнозировать. Счетная палата оценивает последствия законодательной инициативы только после ее реализации. Не факт, что после принятия закона о госбюджете правительство получит право предоставлять государственные гарантии в той форме, к которой оно стремится. Мы, в частности, подготовили определенные замечания к предложениям Кабмина.
На мой взгляд, в госбюджете должен быть четко определен максимальный объем кредитов, которые могут быть привлечены под государственные гарантии, а также соответствующие проекты. Напомню, что именно такой подход предоставления гарантий правительством определен в Бюджетном кодексе. Существующая же инициатива Кабмина, который стремится по своему усмотрению определять объемы и потенциальных дебиторов, не соответствует действующему законодательству.
К тому же, согласно Конституции Украины, привлечение любых займов от имени государства является прерогативой ВР. Вообще, было бы неплохо, если бы Кабмин разработал и представил на утверждение парламента программу государственных заимствований, например, отдельным приложением к Закону о госбюджете. Тогда всем все было бы понятно.
Кабмин обещает согласовывать с ВР решения о предоставлении гарантий. Какой, по вашей информации, будет процедура такого согласования?
— Еще раз подчеркиваю — Кабмин, по Конституции, может предоставлять гарантии и осуществлять заимствования лишь по согласованию с ВР. Но даже нормальная схема, если ее периодически применяют, может стать коррупционной. А вообще я не верю в то, что правительство будет согласовывать каждый отдельный проект с ВР.
Согласно проекту госбюджета, правительство будет предоставлять гарантию под коммерческий кредит лишь при наличии у заемщика встречной гарантии украинского банка. Что дает эта норма государству?
— Лишь то, что не все бизнесмены смогут претендовать на получение государственных гарантий. Но меня намного больше беспокоит то, что, согласно проекту бюджета, альтернативой встречным гарантиям может быть «другое надлежащее обеспечение» — непонятно, собственно, какое именно обеспечение является «надлежащим».
Минфин обещает предоставлять гарантии исключительно госпредприятиям. Но ведь для их поддержки есть другие бюджетные источники. Да и вообще государство должно либо четко определить отраслевые приоритеты, либо предоставлять гарантии на конкурсных началах, под те проекты, которые выиграют тендеры.
Многие предприятия, получившие кредиты под госгарантии, уклонились от выполнения обязательств в судебном порядке. Как вы считаете, почему ГНАУ обычно проигрывает такие дела?
— В 90-х гг. государственные гарантии под коммерческие кредиты предоставляли в условиях несовершенной нормативно-правовой базы, иногда кредиты вообще оформляли правительственными решениями как финансовую помощь, которую на совершенно законных основаниях можно было не возвращать. В некоторых соглашениях прописывали обстоятельства, при которых предприятие имело право на невозврат кредита... В общем, кредитование под гарантии государства всегда было неэффективным и его надо не восстанавливать, а избегать.
Беседовала Мария БОНДАРЬ
Инф. kontrakty
e-finance.com.ua