Нацбанк хочет создать корпоративный пенсионный фонд, абсолютно не вписывающийся в законодательство. Глава НБУ Владимир Стельмах закроет глаза на законы ради своей пенсии.
Нацбанк намерен и администрировать свой НПФ, и хранить его активы, и управлять этими активами - помимо того, что он еще и учредитель. Такая многоликость запрещена законодательством. Тем не менее Минюст, Госфинуслуг и ГКЦБФР дадут Нацбанку зеленый свет.
Напомним, создать корпоративный НПФ совет НБУ решил еще в июле. Негосударственная пенсия нужна чиновникам для того, чтобы обойти ограничения по максимальному размеру пенсии, выплачиваемой из Пенсионного фонда. Такие ограничения из года в год устанавливает Минфин в законах о госбюджете. В этом году максимальная планка для нацбанковцев - 12 минимальных пенсий (от 4560 грн. в начале года до 4740 грн. в конце, то есть $900-940).
Согласно закону «О негосударственном пенсионном обеспечении»,банк-учредитель корпоративного НПФ может быть либо администратором, либо управляющим активами своего фонда. Но Нацбанк решил, что никому свои деньги не доверит.
ГКЦБФР и Госфинуслуг позволят ему отступить от законодательства. По словам начальника управления совместного инвестирования ГКЦБФР Евгения Иванова, комиссия предварительно решила, что выдаст Нацбанку лицензию на управление активами в случае обращения за ней. Госфинуслуг тоже согласна выдать лицензию администратора. При этом оба ведомства не будут против, если НБУ выступит еще и хранителем активов, хотя соглашаются, что это не совсем законно. «Нацбанк настаивает, что в противном случае будет конфликт интересов. НБУ не может назначить хранителем коммерческий банк, поскольку это противоречит его функции регулятора - НБУ должен непредвзято надзирать за комбанками», - отмечает председатель Госфинуслуг Валерий Алешин. Что же касается управления активами, то, по мнению господина Алешина, ни одна украинская КУА в подметки не годится Нацбанку, управляющему многомиллиардными золотовалютными резервами. «Конечно, с точки зрения законодательства, это не аргумент. Поэтому мы предлагали Нацбанку написать отдельный закон, который сделал бы схему «три в одном» легитимной. Но он решил, что это слишком долго и хлопотно»,— добавляет господин Алешин.
Всегда любезный и словоохотливый ГКЦБФР Сергей Бирюк на сей раз воздержался от комментариев.
Похоже, на рынке негосударственного пенсионного обеспечения складывается очень занимательная ситуация. Частные пенсионные фонды и обслуживающие их компании, за редким исключением, без согласования с регулятором даже рекламу размещать боятся. Государственные же структуры подобной щепетильностью не страдают. Нацбанк пренебрег законодательством, а фонд бюджетников, создаваемый Кабмином и Минтруда, вообще вызывает у экспертов ассоциации с отмыванием денег. «Активное движения государственных институций в сторону создания негосударственных финансовых учреждений вызывает беспокойство. При этом они безмятежно ставят себя над законом. Это даже не феодализм, а куда более древняя система. Центробанк, основной функцией которого является регуляторная, оказывается, может «слегка срубить деньжат» на обслуживании негосударственных финучреждений, — возмущается заместитель директора АПФ «Центр персонифицированного учета» Юрий Бурков. - Интересно, а вознаграждение, которое будет получать НБУ в качестве хранителя и управляющего, включено в доходные статьи бюджета? И можно ли будет обратиться в НБУ какому-нибудь другому фонду для заключения договора на его обслуживание? НБУ в качестве хранителя фонда «МММ» - это круто! ГКЦБФР тоже может качественно управлять активами! Может, и ей лицензию выдать?» //Экономические известия
Инф. obkom