• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Штатский советник
    2007-01-18 15:16:00

    Представитель МВФ в Украине Роберт Фрэнкс о перспективах украинской экономики в 2007 году

    МВФ пристально наблюдает за Украиной
    10 секунд на чтение

    В интервью Контрактам Роберт Фрэнкс рассказал о том, что:
    1) Украина не нуждается в деньгах Международного валютного фонда
    2) оптимальный для Украины показатель инфляции — 5%
    3) дефицит сальдо торгового баланса будет расти

    Финансы и ритейл
    Каким будет рост ВВП в 2007 году?
    — Наш прогноз — 4,5%, меньше, чем в 2006 году. На экономику в следующем году негативно повлияют удорожание газа для потребителей и снижение темпов прироста социальных выплат и зарплат, предусмотренное бюджетом на 2007 год (иными словами, замедление роста потребления домохозяйств). Темпы роста экспорта также снизятся из-за ожидаемого падения цен на металлургическую продукцию. В то же время рост ВВП будут ускорять инвестиции — как внутренние, так и внешние.

    За счет чего продолжится приток прямых иностранных инвестиций?
    — Украина имеет высокий потенциал роста ПИИ. $4 млрд иностранных инвестиций в этом году — это хороший результат. Однако по объемам привлеченных средств Украина отстает от большинства восточноевропейских стран: к примеру, Польша с 2000 по 2005 год в среднем ежегодно получала в 2-2,5 раза больше.

    Основной приток иностранных инвестиций — не только в 2007 году, но и в ближайшие несколько лет — ожидается в финансовом секторе и торговле. В Украине почти нет крупнейших западных ритейлеров, в то время как в большинстве восточноевропейских стран работают мировые лидеры — те же ТЕSCO и WAL-MART.

    Кроме того, западные компании проявляют большой интерес к сельскому хозяйству. Но здесь росту иностранных инвестиций мешают меры правительства — вроде запрета на торговлю землями сельхозназначения, квот на экспорт зерновых и регулирования цен.

    В промышленном секторе приход крупных инвесторов возможен в двух случаях. Первый — возобновление большой приватизации, второй — вступление в ВТО и подписание соглашения о свободной торговле с Евросоюзом. Экспортный потенциал Украины на европейском рынке огромен — в первую очередь потенциал сбыта продукции металлургического сектора и машиностроения. С другой стороны, если ваша страна откроет экономические границы, европейские производители постараются купить здесь производственные мощности.

    Сохранится ли дефицит сальдо внешнеторгового баланса?
    — Не только сохранится, но и, возможно, увеличится. Мы предполагаем, что в среднесрочной перспективе цены на газ поднимутся до уровня мировых. Цена газа для Украины будет примерно равняться стоимости топлива для Германии ($230 за тыс. куб. м) минус расходы на транспортировку. Также мы считаем, что мировые цены на сталь в скором времени снизятся. Третий фактор — благодаря росту внутреннего потребления импорт будет расти быстрее, чем экспорт. Предпосылок для отрицательного сальдо торгового баланса в Украине более чем достаточно. Впрочем, бояться не стоит — ожидаемый приток иностранных инвестиций, скорее всего, позволит компенсировать дефицит, и Нацбанку не придется расходовать золотовалютные резервы.

    Вот такая в Украине инфляция
    Какие отрасли станут драйверами экономического роста?
    — Строительство, финансовый сектор, розничная торговля и сектор услуг, то есть отрасли, ориентированные на потребительский спрос. Промышленный сектор тоже будет расти, но более скромными темпами. Локомотивом роста промышленность в нынешнем году не станет.

    Какой будет инфляция в следующем году?
    — В 2006 году она составит 12-13%. По нашим подсчетам, в нынешнем году темпы роста индекса потребительских цен останутся двузначными — немногим более 10%. Можно выделить три фактора, обусловливающие рост цен.

    1. Повышение внутреннего спроса, связанное с ростом доходов.
    2. Рост спроса, вызванный монетарной экспансией (проще говоря, вливанием в экономику новых денег).
    3. Рост цен производителей, который сказывается на ценах потребительских товаров.

    Монетарная политика
    Зачем Украине таргетировать инфляцию?
    — Доводы МВФ, мне кажется, очень просты. Украина — открытая экономика, она постоянно подвергается позитивным и негативным шокам внешней торговли. В таких условиях плавающий курс послужит своеобразной подушкой безопасности: высокие темпы роста ВВП вызовут автоматическую ревальвацию обменного курса, и перегрева экономики не произойдет. И, наоборот, в случае рецессии национальная валюта подешевеет, тем самым простимулировав рост экспорта и ВВП.

    Если, к примеру, девальвировать гривню, через время она все равно поднимется в цене — из-за роста украинской экономики и, как следствие, повышения конкурентоспособности страны. Экономики переходного периода обычно имеют высокий уровень притока капитала, а он заставляет расти обменный курс.

    Ориентиром монетарной политики при плавающем валютном курсе является удержание инфляции на низком уровне. При фиксированном курсе валюты этого не происходит — экономика не саморегулируется, а кредитно-денежная политика центрального банка сводится к стабилизации обменного курса. В этом случае денежная масса — не более чем инструмент поддержания валютного курса. А главной задачей все-таки должна стать борьба с высокой инфляцией.

    Какой резон Украине бороться с инфляцией? 10% в год — не повод хвататься за голову и менять монетарную политику.
    — Во-первых, 10% инфляции — немало даже для растущей переходной экономики: в большинстве успешно развивающихся стран темпы роста цен ниже. Во-вторых, инфляция в Украине крайне нестабильна, если сравнивать ее с аналогичными показателями стран — основных торговых партнеров. В 2001 году индекс потребительских цен вырос на 6,1%, в 2002 г. была дефляция (-0,6%), в 2003 г. инфляция снова была со знаком «плюс», составив 8,2%, в 2004 г. — +12,2%, в 2005 -м — +10,4%, в прошлом году — около 13%. Для экономики нет ничего хуже нестабильности. Чем более непредсказуема инфляция, тем ниже уровень инвестиций. В следующем году инфляция может быть 7%, а может и 15%. Вы попросту не знаете, как планировать свои сбережения и инвестиции, ведь неизвестно, насколько деньги подешевеют.

    Инфляция — регрессивный налог: чем ты беднее, тем хуже тебе живется при высоких темпах роста цен. Обеспеченные слои населения от роста потребительских цен страдают меньше всего — состоятельные люди или даже средний класс могут держать сбережения за рубежом, инвестировать в акции, а большинство населения такой возможности не имеет.

    Еще одна опасность инфляции — рост долларизации экономики. Чем выше темпы роста цен, тем вероятнее население будет хранить свои сбережения не в национальной, а в иностранной валюте. Риск увеличения долларизации тем более усиливается, если инфляция постоянно меняется, а валютный курс остается стабильным. Высокая долларизация, в свою очередь, ограничивает возможности проведения государством экономической политики и увеличивает зависимость экономики от внешних факторов.

    Какой уровень инфляции приемлем для Украины?
    — Никто не предлагает Украине установить рост цен на уровне 2% в год и держать его всеми силами. Если 10% — это чересчур, то 2% — слишком мало для развивающейся страны. Но, по нашему мнению, 5% инфляции в настоящее время можно считать оптимальным показателем.

    Старые советы МВФ
    Каким был 2006 год для украинской экономики?
    — Я назвал бы его неплохим. Пожалуй, лучшая новость за последние 12 месяцев — возобновление высоких, как для Украины, темпов экономического роста. В активы этого года можно записать и прогресс в переговорах о присоединении Украины ко Всемирной организации торговли. Кроме того, Украина успешно преодолела политический кризис, не впав в экономическую депрессию. Впрочем, негатива тоже хватает. Реформ было мало — приватизация была практически заморожена, бизнес-климат если и улучшился, то незначительно.

    Каковы причины экономического роста в прошлом году?
    — В начале года мы прогнозировали 2,5% роста ВВП. Для такого прогноза было несколько причин. Во-первых, рост ВВП в 2005 году был очень низким, и мы не видели факторов, которые могли бы ускорить рост экономики. Во-вторых, неясным был исход парламентских выборов, соответственно, политическая судьба страны не была решена. В-третьих, резко повысилась цена природного газа для промышленных предприятий.

    Однако в середине года ситуация начала улучшаться. Мировые цены на сталь оказались выше ожидаемых нами, темпы роста экспорта также превысили прогнозные показатели. Несмотря на политическую нестабильность, поток прямых иностранных инвестиций начал активно расти уже во II квартале. А промышленные предприятия справились с повышением цен на газ. У большинства промпредприятий есть ресурсы на модернизацию производства — инвестиции в основной капитал за три квартала 2006 года выросли на 16,1%. Наконец, стимулом роста ВВП было увеличение потребления домохозяйств, вызванное продолжающимся ростом доходов населения и отсроченным повышением тарифов на газ для населения.

    Роль МВФ в Украине сейчас сводится к экономическому анализу и прогнозам?
    — Напрямую кредитовать украинское правительство мы, действительно, перестали — ваша страна уже не нуждается в финансовой помощи МВФ. Однако в рамках сотрудничества с Украиной мы предоставляем чиновникам регулярные консультации и оказываем техническую помощь. Например, Национальному банку — по вопросам монетарной политики и банковского надзора. Также мы сотрудничаем с правительством в отношении налоговой реформы, управления государственным долгом и усовершенствования экономической статистики. В 2005 году Украина была одним из крупнейших получателей технической помощи МВФ в мире.

    Почему же тогда реформы в Украине проходят так медленно?
    — Украина — одна из тех стран, которые всегда готовы слушать советы МВФ, но очень редко применяют наши рекомендации на практике. Может, в этом причина (смеется)? А если серьезно, ваша страна в последние годы попросту была далекой от политической стабильности. Впрочем, разные государства по разному относятся к советам МВФ. Одни страны мы вообще не консультируем — там нас не слушают. Ряд правительств готовы получать наши консультации, но непременно поступают наоборот. А в Украине не только слушают, но порой и прислушиваются. Правда, когда Фонд одалживал правительству деньги, прислушивались куда чаще.

    Елена ШКАРПОВА

    Инф. kontrakty

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.