Откуда берутся высокие тарифы
Антимонопольный комитет Украины обнародовал так называемую Белую книгу — документ, призванный усовершенствовать тарифное регулирование естественных монополий.
Заместитель председателя Антимонопольного комитета, государственный уполномоченный Светлана Мороз считает: чтобы улучшить тарифную ситуацию в сфере естественных монополий, следует отказаться от применения системы «расходы плюс», которая предусматривает определение размера тарифа путем установления предельной рентабельности к задекларированному объектами регулирования уровня расходов. По ее словам, естественные монополисты во время формирования тарифов часто включают туда расходы, не имеющие отношения к тем услугам, которые они предоставляют. «Во время проверок мы убедились, что в расходы закладывают даже спонсорскую помощь, отчисления профсоюзам, ежемесячную и периодическую помощь пенсионерам, которые раньше работали на соответствующих предприятиях. Но ведь эти расходы оплачиваются другими пенсионерами, которые вынуждены пользоваться услугами естественных монополий», — объясняет недопустимость таких действий С. Мороз.
Антимонопольный комитет предлагает заменить метод «расходы плюс» одной из моделей поощрительного регулирования, которая стимулировала бы субъекты ведения хозяйства к уменьшению расходов и экономии ресурсов. Кроме того, нынешний подход, по мнению специалистов АМК, приводит к увеличению финансовых расходов сверх необходимого уровня, что влечет за собой искусственный рост кредиторской задолженности предприятий, содействует избыточному спросу на кредиты, а следовательно — поддерживает высокий уровень кредитных ставок.
Мороз озвучила данные АМК, исходя из которых выходит, что в 2000—2002 годах жилищно-коммунальное хозяйства переложили со своих плеч на плечи потребителей 353,9 миллиона гривен безнадежных долгов, 280 миллионов гривен сверхнормативных расходов, заложили в тарифы 32 миллиона гривен для выполнения работ, не связанных с уставной деятельностью. По словам заместителя председателя АМК, проверки Главного контрольно-ревизионного управления показали, что в 2004 году три естественных монополиста израсходовали на спонсорскую помощь более 1,6 миллиарда гривен.
С этими проблемами, как считают в АМК, необходимо бороться, в первую очередь, на законодательном уровне. Поэтому комитет предлагает внести ряд поправок к закону об естественных монополиях. Согласно проекту, монополистам запрещается включать в тарифы расходы на погашение безнадежных долгов, на уплату штрафов, пени, на стоимость товаров, а также денежные суммы, которые добровольно перечисляются другими юридическими или физическими лицами (благотворительная, спонсорская, шефская помощь), потери от порчи ценностей, а также себестоимость реализованных производственных запасов.
Как утверждает Светлана Мороз, еще одним фактором, который влияет на величину тарифов, есть закупка товаров по цене, превышающей рыночную. «Это потом закладывается в тариф и переводится на потребителей», — говорит она. В этом случае АМК предлагает на законодательном уровне закрепить долг монополистов всех форм собственности покупать товары, работы и услуги на кункурентной, то есть тендерной основе.
«Сегодня с этой частью есть определенные проблемы, потому что на одном из последних заседаний Комитета, где рассматривался законопроект, было решено, что дальнейшее сопровождение и доработка законопроекта будет осуществлять Министерство экономики», — рассказывает С. Мороз и объясняет, что это ведомство планирует изъять из проекта пункты, касающиеся закупок, ссылаясь на существующий закон о закупках на государственные средства. Однако, говорит госпожа Светлана, сегодня в Украине есть ряд монополий, которые не подпадают под этот закон, поскольку доля государственной собственности в них не превышает 30%. Однако и они должны работать в правовом поле, замечает Мороз, поскольку количество таких субъектов будет только увеличиваться.
Мария СЕМЕНЧЕНКО
Инф. "day">day
e-finance.com.ua