• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Ставка на успех
    2007-05-17 11:09:00

    Правительство решилось "перезагрузить" бюджет, опираясь на прогнозы о дальнейшем росте

    Экономика снова вынуждена идти в фарватере политики. То обстоятельство, что Виктор Янукович согласился на выборы через несколько часов после принятия Верховной Радой социально популярных изменений в бюджет-2007, указывает на стратегию "регионалов": они хотят победить, опираясь на экономические успехи. В то же время их противники, которые ничего не могут противопоставить повышению пенсий и зарплат бюджетникам, надеются на худшее — что прогнозы о дальнейшем росте экономики (на которых основано повышение выплат) не подтвердятся и Кабмин не выполнит взятых на себя финансовых обязательств. На самом деле риск в ставке на экономику есть, но Азаров рискнул и пока выигрывает...

    Полные оптимизма бюджетные коррективы явились логическим продолжением позитивного прогноза дальнейшего роста ВВП Украины, о котором мы писали в предыдущем номере еженедельника. Впрочем, позитив достаточно условный, поскольку наша страна сильно зависит от конъюнктуры мировых рынков черных металлов. Пока они демонстрируют устойчивую и обнадеживающую для нас тенденцию к росту. Но если там произойдет "непредвиденная бяка" или власть будет мешать экспортерам, виды на "сытный бюджет" могут не оправдаться.

    Насколько серьезны эти риски? Во многом зависит от политики. Пока при власти находится кабинет Виктора Януковича, экспортеры, основная масса активов которых территориально размещена на востоке Украины, могут чувствовать себя относительно спокойно и работать на полную катушку — "свои" не навредят. Вместе с тем они помнят времена, когда премьерами были Юлия Тимошенко и Юрий Ехануров. Тогда политика правительства отвечала интересам импортеров и мешала отечественному производству. Особенно это проявилось в эпоху Тимошенко.

    Таким образом, спокойствие "кузницы бюджетного достатка" зависит от даты выборов. Чем быстрее они пройдут, тем меньше шансов завершить год с нормальными стабильными результатами. И даже не потому, что гипотетически существует вероятность возвращения Тимошенко или "воцарения" другой команды с компрадорскими взглядами, которая с первой минуты начнет давить металлургическое лобби. Просто это самое лобби в ожидании начала этого процесса постарается свернуть все, что сворачивается, спрятать деньги в надежное место и затаиться. Совершенно точно можно сказать, что местом укрытия денег будет не казна Украины и что "лечь на дно" в такой ситуации — лучший способ дальнейшего выживания.

    Второй момент также тесно связан с качественными причинами роста ВВП. Дело в том, что изначально специалисты ожидали рост ВВП в 2007 году на уровне 4,5—5%. Но вышло так, что темпы развития значительно превышают ранее рассчитанные. Скажем, Министерство экономики Украины сейчас досчитывает итоги января—апреля и грозится выйти на 7,8% при росте промышленного производства на 10—11%. Это дает надежду на цифру 6,5—7% роста ВВП в конце года и выполнение большинства поставленных перед бюджетом социальных задач. Но откуда берется рост?

    Тут мнения экспертов расходятся. Одни полагают, что из загрузки имеющихся производственных мощностей. Другие считают — из инвестиций, которые пусть незаметно, из отечественного (преимущественно) кармана, но все-таки вливаются в экономику и приводят к созданию новых основных фондов. Как ни парадоксально, но кто бы ни был прав, сказанное означает — рост ВВП зависит от политической стабильности. Если ее не будет, то производственники недогрузят мощности, а инвесторы тем более не вложат деньги.

    Ситуация ухудшается еще и тем, что при возникновении проблем с темпами роста ВВП и промпроизводства и (как следствие этого процесса) с падением доходов бюджета не сработает "аварийный выход" — приватизация. То, чего так хотел Виктор Ющенко осенью 2006-го, то, из-за чего он ветировал бюджет, может не состояться не из-за противодействия Валентины Семенюк, а по очень банальной причине: кто захочет покупать миноритарный пакет "Укртелекома" и контрольный — Одесского припортового завода по реальной цене в условиях нестабильности и непредсказуемости политического будущего? Особенно если учесть "оранжевую" традицию отмечать смену правительства волной реприватизации.

    В таких непростых условиях правительство все же решилось "перезагрузить" бюджет вторично в этом году (первый раз, согласно договоренности Януковича и Ющенко, были повышены минимальные пенсии и зарплаты). Расходы увеличены почти на 6 млрд. грн. Основная масса — свыше 4 млрд. грн. — уйдет на повышение пенсий, зарплат и пособий. Около 2 млрд. грн. — на компенсацию стоимости газа для населения с тем, чтобы не повышать его цену. Остальное (по мелочам) — на МВД, Минюст и создание реестра избирателей.

    Источник денег — ожидание, что доходы госбюджета-2007 возрастут за счет более быстрого роста экономики, чем планировалось. В цифрах это увеличение поступлений от налога на прибыль на 420,9 млн. грн., от налога на добавленную стоимость — на 3,286 млрд. грн. (в том числе НДС от импорта — на 1,998 млрд. грн., от произведенных в Украине товаров — на 1,288 млрд. грн.), от налога на доходы физических лиц (в связи с повышением зарплат) — на 1,1 млрд. грн.

    Из перечисленных выше почти 5 млрд. грн. 2 уже есть в казне. По словам министра финансов и первого вице-премьера Николая Азарова, доходная часть общего фонда госбюджета перевыполнена на 6,1%, что означает поступление сверх плана 2 млрд. грн. У Минэкономики данные по сводному бюджету еще приятнее — доходная часть выполнена на 108,8% от плана.

    Правда, есть интересный нюанс, о котором нам по секрету рассказали специалисты Минфина. В начале бюджетного года многие распорядители государственных средств из-за длительных праздников и по другим внутренним причинам не выбрали все предназначенное на первый квартал финансирование. К тому же выполнение доходной части местных бюджетов было лучшим, чем планировалось. Это позволило сэкономить на так называемых дотациях выравнивания и субвенциях регионам.

    Другими словами, у правительства накопилась внеплановая заначка по формуле "объективное недовыполнение расходной части плюс перевыполнение поступлений доходов общего фонда государственного бюджета". К ней добавились остатки средств со счетов казначейства, которые сформировались на начало бюджетного периода за счет перевыполнения плановых поступлений доходов государственного бюджета в 2006 году на 3 млрд. грн. Это означает, что даже если ведомства разберут свои деньги, у Азарова сохранится "стабилизационный фонд", который позволит не срывать социальные выплаты и лавировать в случае возникновения временных "недостач" в казне.

    К чести Николая Яновича, на момент, когда он принял руководство Минфином, в стране не хватало 700 млн. грн. на зарплату бюджетникам, 840 млн. грн. — на социальные выплаты, 300 млн. грн. — на чернобыльцев и детское питание, и в общей сложности намечалась дыра в 2,5 млрд. грн.

    После того как бюджетный организм возобновил нормальное функционирование, социальные выплаты пошли на повышение. С 20 апреля в 5 раз увеличен размер ежемесячной помощи на детей, в 20 раз — одноразовых компенсаций детям-инвалидам и семьям, которые потеряли кормильца из числа ликвидаторов, если смерть связана с аварией на ЧАЭС — с 379 грн. до 7,586 тыс. грн.

    Из предусмотренных в новых коррективах бюджета 5 млрд. грн. дополнительных расходов 3,4 млрд. грн. будут направлены местным бюджетам: 2,1 млрд. грн. — на внедрение единой тарифной сетки оплаты труда; 0,2 млрд. грн. — на увеличение доплат педагогическим работникам и 1,1 млрд. грн — на другие социальные нужды. Вообще, надо сказать, основная цель изменений — это обеспечить восстановление единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов оплаты труда бюджетников, что автоматически влечет за собой пересмотр пенсий, привязанных к средней зарплате (поскольку эта самая средняя зарплата, понятное дело, возрастает).

    С 1 мая инвалидам войны I группы пенсию увеличат на 190 грн., инвалидам II группы — на 278 грн., инвалидам III группы — на 235 грн. Пенсия участника боевых действий возрастет на 177 грн.

    Это означает, что с 1 мая повышаются пенсии 388 тысячам инвалидов войны. Минимальные пенсии инвалидов I группы приравняют к уровню средней зарплаты по промышленности, II группы — 90% средней зарплаты, III — 80%, участников боевых действий — 70%. С 1 мая пенсии, назначенные до 2005 года, повысят на 9,2%, назначенные в последние годы — на 7,8%. А с 1 сентября пенсии, назначенные до 2005 года, вырастут еще на 6,7%, после 2005-го — на 4%. В целом за 2007 год рост пенсионных выплат (назначенных до 2005 года и после) составит соответственно 96% и 68% темпов роста средней зарплаты за прошлый год.

    Но и это не все: ветеранам Великой Отечественной войны и жертвам нацистских преследований выплатят разовую денежную помощь ко Дню Победы. По сравнению с предыдущим годом она увеличена на 12%. Также в 2,5 раза увеличены нормы расходов на питание и медикаменты для ветеранов войны, которые находятся на лечении: соответственно с 14 до 35 грн. и с 16 до 40 грн. в день.

    Примечательно, что в новом бюджете несоциальные доходы увеличены незначительно. Это дополнительные 214 млн. грн. МВД (ему надо закрыть "дырку" с "внештатниками", образовавшимися с легкой руки Юрия Луценко, и с перемещением сотрудников из регионов в Киев для поддержания правопорядка в последний месяц). Министерству юстиции на проведение судебных экспертиз добавили 2,8 млн. грн. 127,5 млн. грн. дали ЦИК на создание Государственного реестра избирателей.

    Как отнесется к изменениям бюджета Президент? Поставит подпись под документом, который "регионалы" однозначно используют в агитации за себя на выборах, или снова закапризничает? Это существенно, но не принципиально. Гораздо хуже, если Секретариат своими действиями попытается дестабилизировать ситуацию, "повредив" ВВП, чтобы потом упрекнуть в этом правительство…

    Галина АКИМОВА

    Инф. "versii">versii

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.