В 2002-04 годах Грузия получила от США военную помощь более чем на $98 млн. По этому совокупному показателю она вышла на 20-е место среди зарубежных партнеров Вашингтона.
За предыдущие три года ей было выделено лишь около $18 млн., и она занимала 41-ю ступеньку в рейтинге "кормящихся от США". Такие данные приводятся в новом докладе "Сопутствующий ущерб", подготовленном исследовательской организацией "Центр за честность в общественной жизни" по результатам годичного журналистского расследования.
Смысл этой работы заключался в том, чтобы выяснить, как изменились приоритеты программ военной помощи США после терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне. Именно поэтому сравнивались два трехлетия: с 1999 по 2001 годы и с 2002 по 2004 годы.
Общий вывод специалистов сводится к тому, что, объявив глобальную "войну против терроризма", Вашингтон принялся переориентировать свою военную помощь, зачастую не считаясь с такими соображениями, как "права человека и финансовая отчетность". Самым ярким примером служит Пакистан, который по объему американской военной помощи сделал скачок с $9 млн. и 56-го места по итогам 1999-2001 годов до $4,15 млрд. и третьего места (после Израиля и Египта) за последующие три года.
Из соседних с Россией стран наибольшую "прибавку" - с $33 до 301 млн. - получила Польша, вошедшая в итоге в первую десятку. Военная помощь постсоветским государствам как таковым предметом изучения в данном случае не служила. Однако и с точки зрения политики США в данном регионе цифры получились наглядные. России, например, за оба трехлетия были выделены примерно одинаковые суммы: $8,3 млн. за 1999-2001 годы и $8,5 млн. за 2002-04 годы (в основном на программы нераспространения). У Украины соответствующие показатели - $19 млн. и $31,5 млн., у Узбекистана - $9 млн. и $96,5 млн., у Киргизии - $5 млн. и $24 млн. Латвия, Литва и Эстония получили за 2002-04 годы примерно по $30 млн., что означало приблизительно 50-процентную прибавку, сообщает ИТАР-ТАСС.
В методологических пояснениях к собранной информации американские исследователи указали, что "трактовали военную помощь США как поддерживаемые налогоплательщиками программы, способствующие усилению наступательного военного потенциала иностранного государства". Поэтому, по их словам, "такие операции, как программа Нанна-Лугара, финансирующая демонтаж ОМУ и другие инициативы в области безопасности, в данном случае не учитывались".
Инф. "vlasti">vlasti
e-finance.com.ua