Немецкая Thyssen Krupp намерена вложить $9,3 млрд. в украинско-турецкий проект нефтепровода «Джейхан — Самсун». При этом инвестор лоббирует интересы близких к нему производителей труб и танкеров. Об этом сообщил Иван Дадиверин, председатель государственной корпорации «Укрзакордоннафтогазбуд», которая представляет в проекте украинскую сторону. По его словам, немецкая Thyssen Krupp возьмет на себя финансирование строительства нефтепровода (длина — 564 км, диаметр — 1020 мм) и нефтеперерабатывающего завода мощностью 15 млн. тонн нефти в год глубиной переработки более 90%, а также 12 танкеров (водоизмещением 100-150 тыс. тонн) для перевозки нефти по Черному морю. ...
Объем финансирования составит около $9,3 млрд. Как сообщил Иван Дадиверин «ДЕЛУ», средства поступят от консорциума банков, подконтрольных Thyssen Krupp. В офисе немецкой компании в конце прошлой недели участие в украинско-турецком проекте не опровергли.
Уже в июле 2006 года, по словам Ивана Дадиверина, будет проведен первый международный тендер на поставку материалов и оборудования для проекта. Шансы отечественных компаний невелики, так как Thyssen Krupp, по данным украинской стороны, лоббирует участие в проекте немецкой трубной корпорации Mannesmann и планирует строить танкеры на немецких верфях.
Как сказал глава «Укрзакордоннафтогазбуд», начало сооружения нефтепровода запланировано на лето нынешнего года. До этого предполагается создать совместное предприятие с участием «Укрзакордоннафтогазбуд», Thyssen Krupp и турецкой Botash, которые будут совместно владеть нефтепроводом, нефтеперерабатывающим заводом и танкерным флотом.
По мнению Ивана Дадиверина, реализация проекта позволит обеспечить поставку в Украину 30-40 млн. тонн нефти, загрузить нефтепровод «Одесса — Броды» для работы в направлении Брод и обеспечить транзит нефти в Европу в объеме 60-70 млн. тонн.
Эксперты находят заявления Дадиверина по меньшей мере авантюрными. «Украина не нуждается в ежегодной поставке 30-40 млн. тонн нефти, так как наши нефтеперерабатывающие заводы потребляют около 20-25 млн. тонн в год, а мощность системы «Одесса — Броды» позволит транспортировать в Европу только 10 млн. тонн», — сообщил один из экспертов на условиях анонимности. Он также обратил внимание на то, что глубина фарватера в нефтетерминале «Южный» (Одесса) позволяет принимать танкеры водоизмещением до 80 тыс. тонн, поэтому тяжелые танкеры в 100-150 тыс. тонн в порт пройти не смогут.
Владимир Драбчук
Инф. e-finance.com.ua