Законопроект №2437 "О внесении изменений в закон 'О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) старого жилого фонда'" вчера был одобрен комитетом по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ и региональной политики Верховной рады со второй попытки. Документ меняет понятие "устаревший жилой фонд", который сейчас определяется как объекты жилья до пяти этажей, по техническому состоянию противоречащие современным нормативным требованиям "безопасного и комфортного проживания, предельный срок эксплуатации которых истек или изношенность основных конструкций которых не менее 60%".
Учитывая, что до сих пор не определен предельный срок эксплуатации различных типов сооружений, депутаты решили полностью изменить условия, по которым можно сносить старое жилье. Под реконструкцию подпадут многоквартирные жилые здания и объекты социальной инфраструктуры всех форм собственности, которые не отвечают современным архитектурным, санитарно-гигиеническим и эксплуатационным нормам. Требование энергоэффективности депутаты отклонили. Органы местного самоуправления смогут не только проводить комплексную реконструкцию, но и утверждать перечень объектов, подлежащих реконструкции, и осуществлять контроль за ее выполнением.
Документ четче прописывает порядок отчуждения частных участков, которые будут "выкупаться" для общественной необходимости, а не "изыматься". На выбор, как и сейчас, будет предлагаться равноценный земельный участок с жильем или денежная компенсация. Также застройщики смогут по решению суда принудительно переселять собственников квартир дома, подлежащего сносу, или выкупать у них жилье по рыночной цене. Сейчас девелоперу необходимо получить разрешение всех жильцов, закрепленное соответствующим договором.
На выселении жильцов по решению суда настаивает Министерство по вопросам ЖКХ. "Мы предлагали принимать решения о выселении по принципу большинства – 60% жильцов за, но мы не можем им позволить решить судьбу остальных 40%",– соглашается заместитель главы комитета по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ и региональной политики Александр Попов. "Все равно кто-то останется недоволен, поэтому есть смысл проводить общественные обсуждения и решать вопросы переселения в судебном порядке",– говорит глава комитета Владимир Рыбак.
Но общественные слушания обязаны предварять реконструкцию жилья, уверен министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко. "Насильно мы ничего не добьемся. Проблему реконструкции удастся решить только при поддержке местных органов власти",– отметил он. По данным министерства, в реконструкции нуждаются многие районы крупных городов. "Прежде всего это Киев, также города юга Украины, где много спальных районов с так называемыми хрущевками, безусловно, это также Харьков и Донецк",– сообщил Ъ первый заместитель министра по вопросам ЖКХ Александр Мазурчак.
Директор "Макрокап девелопмент Украина" Дмитрий Кутовой считает, что законопроект разблокирует "комплексный редевелопмент устаревшего жилого фонда". "Но переселение по решению суда может как упростить процедуру, так и затянуть ее во времени, так как судебное разбирательство может длиться не один год, и таких дел может быть тысячи",– говорит он. Недостатки в документе также отмечает вице-президент холдинговой компании "Киевгорстрой" Петр Моцарский. По его словам, необходимо будет прописать методику подготовки проектов реконструкции для разных районов. "Нужно продумать концепцию 'общей необходимости' и разработать проекты для каждого региона, квартала или микрорайона отдельно, с учетом все нюансов",– уверен он.
Мария Цатурян
e-finance.com.ua