• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Наценка на комфорт, или Стоящим в очереди на авто подготовиться к форс-мажору
    2008-09-18 09:06:00

    В ближайшее время налоговая нагрузка на импортные автомобили может увеличиться с 10% пошлины до 25%. Нардепы, планирующие преодолеть вето Президента Виктора Ющенко, пытаются отсрочить минимум на три месяца вступление в силу изменений в ВТО-законодательство. Однако это программа-минимум - авторы законопроекта не скрывают, что с 1 января 2009-го могут быть внедрены другие заградительные механизмы.

    17 сентября ситуативное большинство ВР предполагало вернуть 25%-ю пошлину на импорт новых автомобилей путем преодоления вето Президента Украины, однако более важные вопросы в последний момент исключили данный вопрос из повестки дня. Парламентарии, заинтересованные в усилении позиций украинских заводов по сборке импортных авто, попросту играют формулировками и ищут прорехи в отечественном законодательстве, считают эксперты. Законодатели обвиняют главу государства в давлении на украинский автопром, защищая "годовые планы" отечественных заводов, не успевших адаптироваться к новым условиям по правилам ВТО.

    Опять 25…

    По словам идеолога данного процесса - нардепа и председателя профильного комитета ВР Дмитрия Святаша, законодатели пытались создать такой период для украинских автомобилестроителей, который помог бы им выполнить текущие бизнес-планы. Мы защищали их от резкого перехода посреди года. Потому что эти бизнес-планы были построены, исходя из других базовых параметров".

    При этом депутат недвусмысленно говорит о перспективе применения заградительных механизмов и после 1 января 2009-го. "Напоминаю: возвращение пошлины предполагается только до 1 января следующего года, но нормы, предусмотренные процедурой ВТО, позволяют принять иные меры тарифного характера, которые сохранят подобный размер пошлины и дальше", - сообщил Святаш.

    Между тем данная перспектива не может быть позитивно воспринята ни бизнесом, ни потребителями. Так, если введение акциза и пошлины на старые дешевые авто из Европы, не отвечающие экологическим нормам, имеет свою логику, то препятствование покупке новых авто, которые превосходят отечественные по экологии, безопасности и др. характеристикам, вряд ли является защитой национальных интересов.

    Большинство юристов сходятся во мнении, что возврат к 25%-й пошлине - это элемент протекционизма. Правовая доктрина Украины базируется на принципе: международные договоренности являются превалирующими над положениями национального законодательства. Возврат же к такой пошлине, кроме прямого нарушения прав потребителей и норм ВТО, может спровоцировать применение санкций к стране в отношении, например, металлопродукции, на которую отечественные металлурги строят большие планы на дорогих европейских рынках.

    По мнению Маркияна Мальского, адвоката международной юридической компании Arzingers&Partners, "большинство граждан Украины, мягко говоря, удивлены перспективе возврата к 25%-й пошлине. Автомобили в Украине должны стоить их реальную стоимость, а их владельцы не должны гордиться тем, что имеют самые дорогие в мире машины. Если будет принят этот закон, после обращения члены ВТО могут ввести встречные меры по отношению к украинской продукции", - сказал Мальский.

    Стабильность на три месяца

    И все-таки возврат 25%-й пошлины весьма реален, уверяют эксперты. Учитывая новую политическую ситуацию, БЮТ и ПР в ближайшее время преодолеют вето Президента, которое он наложил на возврат этой пошлины. Кроме лоббистских действий, данный жест нужен оппонентам Ющенко для демонстрации того, что Президент хоть и подписывает документы, но ничего не решает, говорят они.

    Специалисты по-разному оценивают поведение импортеров в такой ситуации, однако уверены в одном: на рынок импортных авто это существенно не повлияет. Гораздо более ощутимы для автобизнеса ухудшение кредитных условий со стороны банков, что уже привело к сокращению спроса в летний период. Более того, после введения пошлины специалисты прогнозируют "прыжок продаж", что является нормальной реакцией любого рынка на возможное повышение цен. Вместе с тем большинство компаний, по крайней мере, до конца текущего года, не будут повышать цены на авто, которые были снижены весной и летом этого года. Что будет дальше - зависит от логики ВР.

    "Однажды снизив цены, компании нежелательно возвращаться к ценам предыдущим. Резкие движения могут ухудшить лояльность клиентов. Даже если вернутся 25%, мы не будем повышать цены. И скорее всего, мало кто будет это делать. Если у компании весомый оборот автомобилей, она может справиться с пошлиной за счет оборота. Поэтому нельзя сказать, что поток импорта уменьшится именно из-за этого", - отмечает Алена Дрючина, заместитель директора по маркетингу OOO "Атлант-М Азия".

    Вместе с тем цены на наиболее востребованные авто подняться могут. По мнению президента Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, за некоторыми машинами стоят очереди, что свидетельствует о повышенном спросе на них. Такие модели будут покупаться даже с наценкой после введения пошлины, что предусмотрено в договоре пунктом о форс-мажоре", - сказал Назаренко.

    Между тем эксперт отмечает, что импортеры могут некоторое время работать на старых запасах, а также увеличить запасы на украинских складах путем увеличения ввоза авто в ближайшие две-три недели. Однако этот вариант возможен для дилеров, у которых есть большие склады.

    Перспективы ближайших пяти лет

    Уверенность депутатов, лоббирующих 25%-е заградительные меры на импортные авто и в будущем, заставляет уже сегодня активизировать усилия тех, кто рассчитывал к Рождеству либо к 8 марта осчастливить свою семью новым импортным автомобилем. Тех же, кто только зарабатывает на новый импортный авто эконом-класса, необходимо расширить бюджет покупки: народные избранники найдут способ - как и из ВТО не вылететь, и "своих" защитить.

    По словам Назаренко, "после 1 января 2009 г. пошлина может превышать 10%, т.к. есть проект закона, который растягивает снижение пошлины на 5 лет. Сложно сказать, когда он будет принят, учитывая большой спектр вопросов, которые вдруг выплыли вне очереди на повестку дня. Однако то, что его примут либо внесут поправки к правилам оформления и т.п., сомнений нет".

    Если с введением заградительных акцизов и пошлин на старые авто прослеживалась логика (страна не должна превращаться в свалку Европы на старые дешевые авто, не отвечающие экологическим нормам), то игры с законодательством в отношении новых импортных автомобилей имеют только одну протекционистскую цель - усилить позиции национального бизнеса за счет потребителей.

    Грязный оттенок законодательных альтернатив усиливается еще и тем, что с недавних пор лозунг "защита национального производителя" носит больше виртуальный характер: с тех пор как на львовском и запорожском заводе были сняты с производства национальные модели авто, в легковом сегменте отечественный автопром может похвастать только крупноузловой сборкой импортных автомобилей. То есть новые заградительные законы защищают интересы не национального, а зарубежных поставщиков, импортирующих в Украину свои авто по частям.

    Алексей Деев

    По материалам газета Сейчас
    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.