По всей видимости, мировой экономический кризис подходит к своему апогею. Банкротство крупнейшего мирового инвестиционного банка Lehman Brothers негативно отозвалось на ведущих биржах Европы и Азии. Все биржевые индексы снизились до максимальной отметки, начиная с 11 сентября 2001 года. Многие эксперты предрекают продолжение крушения ведущих компаний североамериканского финансового сектора, а это значит, что проблемы ипотечного кризиса отразятся и в других сегментах мировой экономики. Недавнее снижение цен на нефтепродукты в некоторой степени затормозило падение курса доллара, но то, что из-за угрозы экономическому росту США Федеральная Резервная Система планирует в пятый раз за этот год снизить учетную ставку, может существенно ослабить американскую валюту. Вопрос состоит уже не в том, смогут ли США сохранить доверие к своей финансовой системе, а как отразится банковский кризис на состоянии мировой экономики в целом и украинской в частности?
Понятно, что с середины 2007 года мировая экономика вошла в очередную циклическую стадию глобального кризиса. То о чем в разных вариациях писали К. Маркс, Н.Кондратьев, К.Жугляр и Дж. Китчин было уже понятно в 2005 году. Именно тогда начали активно проявляться первые признаки предкризисной ситуации.
После исчезновения Советского Союза с карты мира, а также переориентации бывших стран соцлагеря с плановой экономики на рыночную, было выпущено значительное количество долларов без надлежащего товарного подкрепления. Первоначально этот излишек долларовой массы был задействован в приватизационных процессах на постсоветском пространстве, а также в государствах Восточной Европы. Но в конечном итоге это привело к дефолту 1998 года. Избыток же долларов США начал аккумулироваться на рынках высоких технологий, но в 2001 году акции многих компаний в этой сфере пережили радикальное падение. Поэтому не случайно, что в 2002 году излишки долларов устремились на тогда еще перспективный рынок ипотеки. Наличие огромной денежной массы спровоцировало не столько ипотечный бум в США, сколько обеспечило спекуляционные надежды у большого количества американских граждан. В 2005 году покупка и перепродажа жилья обеспечивала до 15-20% прибыли. По экспертным данным порядка 1,5 млн. американцев взяли ипотечные кредиты для того, чтобы заработать на сделках с недвижимостью. Но уже к 2006 году ажиотаж на жилищном рынке резко упал, а новоиспеченные домовладельцы оказались на грани банкротства, так как надеялись погасить ипотечные кредиты за счет перепродажи своего нового жилья. В конечном счете, это привело к известному ипотечному кризису.
Бесспорно, структура украинской экономики отличается от американской, японской или даже западноевропейской, но при этом она существенно интегрирована в мировую экономику и избежать влияния системного кризиса не может.
В первую очередь ухудшение нужно ожидать не на национальном рынке ипотеки. Здесь более-менее ситуация стабильная. Да, конечно, уход западных инвесторов с украинского рынка недвижимости затруднил доступ малых и средних строительных фирм к финансовым средствам. Но в тоже время укрепил позиции крупных строительных компаний, имеющих доступ к внутренним финансовым и материальным ресурсам и которые за счет реализации многочисленных проектов могут работать с более низкими показателями рентабельности. Тем более, что отечественные банки в целом к выдаче ипотечных ссуд подходили достаточно взвешенно, стараясь максимально минимизировать возможные риски невозвратов.
Проблема состоит в том, что основные украинские бюджетонаполняющие отрасли - металлургическая и химическая промышленности - могут заметно «просесть» от прогнозируемо высокой цены на газ. В условиях мировой конъюнктуры и изношенности основных фондов украинских предприятий это скажется отрицательно не только на состоянии дел в этих сферах производства, но и на темпе роста национального ВВП. При запрограммированном повышении социальных выплат это неминуемо скажется на росте инфляции. Ведь даже первокурснику экономического факультета известно, что повышение зарплат бюджетникам, а также пенсий, оправдано только в том случае, если рост производительности труда опережает это повышение. Основным же показателем увеличения производительности труда принято считать рост ВВП. Другими словами если украинская промышленность не обеспечит высокие темпы выпуска своей продукции, то все социальные выплаты будут успешно погребены под ростом цен.
Возможно, что монетарная политика НБУ позволит несколько смикшировать инфляционные процессы, но мировой опыт свидетельствует, что действия национального регулятора по изъятию излишней денежной массы эффективно только при комплексном оздоровлении экономики.
Самый простой и действенный метод снижения роста инфляции - это наращивание товарной массы, но не за счет импорта, как это имело и имеет место в Украине, а за счет роста товарной продукции украинских компаний. В этой ситуации очень важную роль играет грамотное применение такого финансового инструмента как учетной ставки. И не только как механизма ограничения доступа к заемным деньгам или борьбы с рецессией. Центральные банки многих стран используют ставки рефинансирования, как один из ключевых факторов, обеспечивающих высокую ликвидность государственных и муниципальных ценных бумаг на вторичном рынке. Понятно, что при высокой учетной ставке не только увеличивается цена банковских кредитов, но и заметно оживляется спрос на депозитные продукты, в то же время предложения на ценные бумаги возрастает. Это автоматически влечет снижение их рыночной стоимости. И наоборот, когда ставка рефинансирования низкая, то тогда вместе с ростом кредитной активности наблюдается и увеличения спроса на ценные бумаги. Умелая манипуляция учетной ставкой позволяет национальному регулятору посредством изменения стоимости кредитов рефинансирования оперативно регулировать платежный баланс, а также решать текущие проблемы ликвидности банковской системы. Учитывая, что НБУ одним из средств борьбы с инфляционными процессами выбрал депозитные сертификаты, применение учетной ставки должно подразумеваться как само собой разумеющееся условие.
Парадоксально, но мировой кризис дает Украине реальные возможности не только более-менее благополучно преодолеть негативные кризисные явления, но и значительно улучшить свое экономическое положение. В ситуации, когда ведущие банковские системы озабочены оттоком капитала, когда ведущие биржи Азии, Европы и Америки охвачены финансовой паникой, наша страна может стать инвестиционной Меккой. Анализ финансовой рынков показывает, что мировой капитал находится сейчас в активном поиске нового места своего приложения, обеспечивающим относительно высокий уровень прибыли. Это его капиталистическая сущность, природа и бытиё.
То, что сейчас творится на отечественном фондовом рынке, можно в серьез не принимать, так как серьезного фондового рынка у нас практически нет. Поэтому судить о финансовой привлекательности украинского государства по результатам работы ПФТС нельзя.
Инвестиционный потенциал Украины заключается в ее географических и климатических особенностях, а также в объеме внутреннего потребительского рынка, уровне квалификации отечественных трудовых ресурсов и возможностях национальных базовых отраслей (металлургический, машиностроительный, химический и агропромышленный комплексы). Только расположение между богатой ресурсами Россией и Объединенной Европой, заинтересованной в стабильном доступе к этим сырьевым ресурсам и в тоже время емким рынкам сбыта, дает украинскому государству уникальные возможности для создания мощных транспортных коридоров, связывающих Запад и Восток. Решение подобной коммуникационной задачи может автоматически привлечь миллиарды инвестиций в отечественную экономику. Единственно, что для этого нужно, так это внутренняя политическая стабильность, устойчивые прагматически взаимовыгодные отношения с РФ, ЕЭС и другими странами, а также законодательство, защищающее интересы инвестора от своеволия местных чиновников и рейдерских атак. Без этих условий никто не будет вкладывать значительные капиталы в построение на территории Украины трансъевропейской логистической системы. Как и не будут инвестировать в другие привлекательные секторы национальной экономики. А в условиях надвигающегося продовольственного кризиса потенциал украинского агропромышленного комплекса очень и очень интересен для ведущих финансовых компаний.
Мировой энергетический кризис 70-х годов позволил Японии сделать мощный экономический рывок, обеспечив ей лидирующие позиции в сфере высоких технологий. И все это стало возможным при четкой и целенаправленной поддержке правительства. Конечно, Украина - это не Япония. Но сегодня, как это не удивительно, сложившаяся ситуация на ведущих финансовых, энергетических и продовольственных рынках дает шанс украинскому государству совершить реальный прорыв в экономике. Если мы за ближайший год не сумеем создать инвестиционно-привлекательный климат, то на так необходимую нам экономическую реструктуризацию у нас уйдут десятилетия. Основное же условие создания украинского экономического чуда заключается не в ресурсах, а в политической воле. Да именно, сейчас от всех высокопоставленных чиновников требуется политическая воля, которая обеспечит стабильность и процветание украинского общества, даже в ущерб своему политическому будущему.
Народный депутат Украины Василий Горбаль
e-finance.com.ua