Россияне спокойно относятся к «национальности» брэнда, наиболее привлекателен для них отечественный страховщик – партнер крупной иностранной компании
Страхование жизни в первую очередь интересует зарубежные компании. У них масса преимуществ – многолетний опыт, стабильное финансовое положение, новые технологии продаж. Смогут ли российские компании быть конкурентоспособными. Этот вопрос встает с новой остротой, особенно в свете перспектив вступления в ВТО. С приходом на российский рынок крупных иностранных страховщиков расклад сил в области страхования жизни, очевидно, изменится. Здесь все зависит от результатов переговоров. Если иностранные страховщики получат право открывать на территории РФ прямые филиалы, не создавая дочерних компаний, то это, по мнению экспертов, грозит тяжелыми последствиями национальному страховому рынку, особенно сегменту страхования жизни.
«Помимо опыта одним из решающих факторов в конкурентной борьбе являются инвестиционные возможности. Сейчас бизнес-планы крупных российских страховщиков по развитию страхования жизни в своих дочерних компаниях предусматривают суммы в размере от 15 до 20 млн. долларов (реже – более высокий объем инвестиций), – уточняет заместитель генерального директора Московской страховой компании Александр Федонкин. – Западные страховщики или инвестиционные фонды, которые приобретают бизнес с целью последующей перепродажи, могут инвестировать на порядок больше, поэтому московские и региональные «команды» продавцов страхования жизни будут скупаться оптом». Что же касается условий, на которых Россия будет вступать в ВТО, то, по словам Александра Федонкина, они пока неясны: «Есть опасность даже не в отношении защиты нашего рынка, а в том, чтобы в случае разрешения на открытие филиалов западных страховых компаний наши страховщики не оказались в дискриминационном положении». Впрочем, он добавляет, что в целом приход западных страховщиков нельзя рассматривать негативно: страна становится все более открытой, это касается и страхования.
«Конечно, западные компании являются очень серьезными конкурентами в страховании жизни. И нас это не только не пугает, а даже радует – ведь западные страховщики приносят к нам новые подходы, технологии формирования продуктов, продаж, обслуживания клиентов. Когда конкуренты грамотные, рынок от этого только выигрывает», – убеждена генеральный директор ООО «Общество страхования жизни «Россия» Маргарита Хорунжая. По ее словам, самое важное, чтобы все конкуренты действовали по одним правилам. Сегодня это так, поскольку иностранные страховщики присутствуют в России только в виде «дочек». Если же после вступления России в ВТО на рынок смогут выйти филиалы западных страховщиков, у отечественных компаний по страхованию жизни могут возникнуть серьезные проблемы. «Дело в том, что филиалы западных компаний будут действовать по законодательству той страны, где зарегистрирован головной офис, а это значит, что они смогут инвестировать страховые резервы за рубежом, где давно существует большое количество долгосрочных инструментов», – уточняет Маргарита Хорунжая. У российских компаний нет возможности вкладывать средства на западных рынках, а на российском – долгосрочных инструментов нет. В результате иностранные компании смогут предложить клиентам заведомо лучшие условия».
Впрочем, оценки аналитиков рынка расходятся. По мнению экспертов «Росгосстраха», российским страховщикам вообще не стоит беспокоиться. «У западных компаний, по нашему мнению, нет серьезных преимуществ, кроме международных брэндов. Во всем остальном – продуктах, системах продаж, информационных технологиях, стандартах работы – российские компании ничем не уступают западным», – считает руководитель Центра стратегических исследований «Росгосстраха» Алексей Зубец. Кстати, исследования «Росгосстраха» показывают, что потенциальный потребитель накопительного страхования жизни достаточно спокойно относится к «национальности» брэнда, и наиболее привлекательным для него является российский страховщик – партнер крупного иностранного страховщика.
Ольга Анина
Инф. ng
e-finance.com.ua