Сколько заработали Центробанки ведущих стран на проблемах коммерческих банков.
Республиканцы и демократы США объединились. Правда, пока лишь в своем желании узнать подробности "из жизни" Федерального резерва. Республиканец-конгрессмен от Техаса Рон Пол при поддержке главы комитета по финансовым услугам Барни Фрэнка продвигает законопроект, который позволит Government Accountability Office (GAO) - "государственному аудитору" от Конгресса - проводить полный аудит ФРС. Сейчас GAO имеет право изучать операции ФРС только в сферах банковского регулирования и защиты потребителей, без права аудита монетарной политики. Но конгрессменов волнует, как именно используются деньги налогоплательщиков, выделенных в помощь финансовой системе США во время текущего кризиса. Это любопытство подхлестнул сам Федеральный резерв, обнародовав информацию о прибыли, заработанной им на спасенных от краха финансовых учреждениях.
Привилегии кредитора
На программах вливания ликвидности в финансовую систему, действующих в течение последних двух лет, ФРС получил прибыль в $14 млрд. Всего центробанк заработал около $19 млрд. Это процентный доход и платежи от финансовых учреждений и инвесторов, которые выпросили у ФРС деньги на спасение своего бизнеса. Но если бы центробанк вложил выданную этим компаниям сумму в казначейские облигации, его доход составил бы порядка $5 млрд. То есть, $14 млрд - это "сверхдоход", который ЦБ заработал благодаря кризису.
Впрочем, изначально на прибыль никто вообще не рассчитывал. Когда в октябре 2008 года Казначейство США начало тратить $240 млрд на покупку привилегированных акций в сотнях различных банков, налогоплательщикам обещали, что отдача от этих инвестиций будет невелика - 5% квартальных дивидендов по привилегированным акциям плюс право на покупку ценных бумаг банков по фиксированной цене в течение 10 лет (варранты). Таким образом, полученная в действительности прибыль превысила все ожидания. Только от восьми крупнейших банков, которые погасили свои обязательства перед государством, поступило около $4 млрд, что, по расчетам The New York Times, соответствует рентабельности в 15%.
В частности, самые "жирные сливки" власти США сняли с Goldman Sachs ($1,4 млрд), Morgan Stanley ($1,3 млрд) и American Express ($414 млн). Еще от $100 млн до $334 млн принесли Федеральному резерву банки Northern Trust, Bank of New York Mellon, State Street, U.S. Bancorp и BB&T. Детали ФРС не разглашает. При этом основная прибыль сформировалась не за счет процентов, а за счет того, что банки выкупили у государства свои варранты.
Правда, все эти данные о прибыли - расчеты сотрудников центробанка, в котором аудит по этой части так и не был проведен. Вне контроля GAO остались, таким образом, все механизмы, с помощью которых Федрезерв предоставлял ликвидность. А именно - кредиты банкам, валютные свопы с зарубежными центробанками, покупка коммерческих бумаг и финансирование инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги, обеспеченные активами.
Более того, эти цифры не окончательные и не отражают общего состояния баланса центробанка. Во-первых, они не учитывают сумму покупки Федеральным резервом долгосрочных активов. Во-вторых, ФРС все еще грозят колоссальные потери из-за спасенных объектов инвестирования. В том числе из-за страхового гиганта AIG и ипотечных компаний Fannie Mae и Freddie Mac.
Поэтому GAO хочет разобраться в монетарной политике Федерального резерва, которая пока является для него запретной территорией, поскольку это можно интерпретировать как вмешательство Конгресса в политику независимого центробанка страны. Как заявил глава ФРС Бен Бернанке, объясняя свое отношение (конечно же, негативное) к законопроекту, "предположение, что монетарная политика потеряла независимость, может усилить страхи по поводу будущей инфляции, приведя к повышению долгосрочных процентных ставок и уменьшению экономической и финансовой стабильности".
Но как бы не протестовал главный банкир США, законопроект целеустремленно пробивает себе дорогу в Палату представителей - его рассмотрение запланировано на октябрь.
За пределами Америки
Хотя США - не единственная страна, которая инвестировала средства в финучреждения и бизнес, чтобы удержать их на плаву во время кризиса, только Штатам удалось на этом заработать. Правда, дело не в самих "подопечных". Во-первых, в Европе частичная национализация была крайней мерой, к которой власти прибегали не так уж часто. Самыми активными оказались британцы, рекапитализовавшие крупнейшие банки страны. Во-вторых, распродажа еще не везде окончена. В Германии, например, до сих пор не решен вопрос с покупателем автопроизводителя Opel. Наконец, компании, привлекшие государство в качестве инвестора, пока не спешат избавиться от него - слишком рано.
В России процесс рекапитализации банков не продвинулся так далеко, как в США или даже в Европе. В июле Госдума только приняла законопроект о повышении капитализации кредитных организаций. Увеличение капитала будет осуществляться путем выкупа привилегированных акций банков в обмен на гособлигации, которые будут выпущены в 2009-2010 годах со сроком погашения в 2019 году. При необходимости эти бумаги могут быть использованы в качестве залога при рефинансировании в центробанке РФ. Банки смогут запросить до 100% от их капитала первого уровня. Через 10 лет привилегированные акции могут быть выкуплены у государства. В противном случае они будут конвертированы в обыкновенные акции. Стоимость такой рекапитализации может составить $16 млрд. по оценкам властей и до $88 млрд. по оценке Citibank.
А пока широкомасштабная рекапитализация в России не стартовала, центробанк прибегает к менее радикальным мерам. С конца февраля он начал вводить своих уполномоченных представителей в банки, получившие средства от Внешэкономбанка, Банка России, Минфина РФ, а также от Агентства по страхованию вкладов. На данный момент Банк России имеет представителей в 45 банках, среди которых - Газпромбанк, ВТБ, Альфа-Банк, Сбербанк, БТА Банк и "Ренессанс Капитал".
В Украине Нацбанк также пошел на беспрецедентные шаги вхождения государства в капитал отдельных банков, имевших крупные проблемы с адекватностью капитала и ощущавших опасную нехватку ликвидности. В июле этого года государство рекапитализировало три украинских банка. Родовид Банк получил 2,8 млрд грн, банк "Киев" - 3,6 млрд грн и Укргазбанк - 3,1 млрд грн. Взамен Кабмин получил 99,97% акций Родовид Банка, 99,93% - банка "Киев" и 81,57% - Укргазбанка. Рекапитализации ожидают еще два финучреждения, месяц назад стоявшие на грани ликвидации - Укрпромбанк и банк "Надра". Сегодня временные администрации действуют в 14 банках, а 12 банков - на стадии ликвидации. Таким образом, в Украине процесс капитальных вливаний государства находится в самом разгаре, и говорить о какой-либо прибыли от этого пока рано.
Другое дело - рефинансирование, которое НБУ продолжал предоставлять банкам. Так, в прошлом году общий объем предоставленных кредитов рефинансирования банков достиг 169,5 млрд грн. А значит, увеличился с 2007 года почти в 68 раз! Эти средства центробанка действительно возвращаются к нему с прибылью. И хотя эта прибыль несравнима с той, которую получил ФРС США, в 2008 году она составила 9 347 млн грн, то есть порядка $1,6 млрд. В этом же году, если учесть национализацию отдельных банков, прибыль вряд ли дотянет даже до таких размеров. Впрочем, голова об этом болит не столько у самого Нацбанка, сколько у правительства, ведь по закону вся прибыль, заработанная центробанком, направляется в государственный бюджет.
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua