• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • «Кондитерские» инвесторы ждут конца кризиса
    2009-12-04 11:00:28

    На украинском рынке кондитерских изделий осталось несколько производителей, претендующих на привлечение портфельных инвестиций. Но инвесторы не торопятся.

    Украинский рынок кондитерских изделий является одним из самых развитых в отечественной пищевой промышленности. Он характеризуется широким номенклатурным рядом товаров, которые традиционно объединяют в три группы: мучные кондитерские изделия (сладкое печенье, вафли, пряники, рулеты, кексы и др.); шоколадные изделия, содержащие какао (шоколад, шоколадные конфеты и др.); сахаристые изделия без какао (карамель, мармелад, желе, зефир и др.).

    По итогам 2008 года официальный объем рынка кондитерских изделий Украины в натуральном выражении составил почти 800 тыс. тонн. Импорт занял 5-7% объема рынка, а экспорт - 25-45% национального производства. В денежном выражении объем рынка составлял около $1,65 млрд в ценах производителей без НДС.

    Сегмент мучных кондитерских изделий на протяжении 2004-2008 годов удерживал стабильные позиции благодаря выпуску новой продукции с усложненной рецептурой. Сегмент шоколадных изделий показывал положительную динамику в последние годы за счет переключения потребителей на более дорогую продукцию в связи с ростом их доходов. В докризисный период именно этот сегмент был приоритетным и инвестиционно привлекательным для отечественных кондитерских компаний. Сегмент сахаристых изделий без какао на протяжении 2004-2008 годов уменьшил свою долю в натуральном объеме рынка.

    Сам себе хозяин
    Около 95% кондитерских изделий на украинском рынке - это продукция отечественного производства. Импортная продукция поставляется преимущественно из России, Литвы, Турции и Польши.

    Объемы экспортных поставок кондитерских изделий из Украины во многом определяются политикой соседних стран относительно украинской продукции. Протекционистский характер последней является результатом введения антидемпинговых пошлин на отечественные кондитерские изделия. Действие в России специальных пошлин (с 2001 года - на карамель, с 2005-го - на вареные конфеты с начинкой или без начинки, тоффи, карамели и аналогичные сладости) до марта 2008 года привело не только к уменьшению доли этой страны в объеме нашего экспорта, но и заставило отечественные компании изменить производственную политику и приобретать производственные мощности на российском рынке. В 2009 году наметилась тенденция изменения структуры потребления кондитерских изделий: растет доля сахаристых кондитерских изделий благодаря их низкой стоимости по сравнению с шоколадными изделиями, которые считаются высокомаржинальной продукцией.

    Кусок пирога
    В Украине работают около 800 кондитерских предприятий. При этом пять компаний-лидеров рынка занимают более 60% в структуре национального производства. Таким образом, рынок кондитерских изделий Украины является высококонцентрированным. Между первыми 12-15 крупнейшими компаниями конкуренция сохраняется на достаточно высоком уровне как по ценовым, так и по неценовым (качество, упаковка и др.) параметрам.

    Лидерами рынка стали отечественные группы компаний, в состав которых входят по несколько производственных площадок. Благодаря расширению производственных мощностей, повышению качества продукции, созданию брендов, выведению на рынок новых продуктов, проведению масштабных рекламных и маркетинговых компаний они заняли и удерживают первые позиции.

    Большинство мелких производителей кондитерских изделий по сравнению с крупными игроками слабо модернизированы, их рынки сбыта ограничены, у них отсутствуют развитые торговые марки. Они стараются не конкурировать с крупными компаниями и занимать относительно свободные ниши, в том числе производство мучных кондитерских изделий с использованием ручной работы (торты и пирожные), работа под заказ розничных торговых сетей. Мелкие производители преимущественно представлены в низком ценовом сегменте и широко используют возможность снижения себестоимости производства за счет более дешевых компонентов. Во время экономического кризиса они способны отвоевать долю внутреннего рынка у крупных игроков, у которых себестоимость продукции выше.

    Не заманишь
    По итогам восьми месяцев 2009 года объем рынка кондитерских изделий Украины в натуральном выражении сократился на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го. По мнению директора аналитического департамента ГК "ТЕКТ" Романа Гриба, это произошло из-за снижения общей покупательной способности украинцев во время кризиса. Поэтому, считает эксперт, с целью диверсификации рынков сбыта крупные игроки продолжают оставаться заинтересованными в укреплении позиций на внешних рынках. Так, корпорация "Рошен" планирует к концу 2009 года получить разрешение на строительство второй фабрики в Липецке (Россия). При этом компания откладывает на неопределенное время строительство второй фабрики в Виннице, проект которой утвержден в апреле 2009 года.

    Таким образом, рассчитывать на отечественного инвестора кондитерам не приходится. Что касается зарубежных компаний, то они начали осваивать украинский рынок кондитерских изделий еще в 90-х годах, покупая местные работающие компании (Kraft Foods, Nestle), и на сегодня заняли свои ниши на рынке. Доля компаний, принадлежащих стратегическим иностранным инвесторам, составляет 7-8% в структуре национального производства кондитерских изделий. Вместе с тем до кризиса иностранцы продолжали интересоваться украинским кондитерским рынком. Так, в начале 2008 года польский производитель кондитерской продукции компания Wawel заявила о намерении инвестировать $20,6 млн в строительство кондитерской фабрики в Ивано-Франковской области.

    Но кризис внес свои коррективы, и сегодня у иностранцев нет особого желания инвестировать в украинскую кондитерку (влияют, прежде всего, страновые риски). Однако, по мнению генерального директора компании "ТЕКТ-Capital" Алексея Сухорукова, зарубежные компании могут вновь заинтересоваться украинскими кондитерскими активами, но только тогда, когда всем станет понятно, что кризис закончился. Тогда речь, по мнению эксперта, пойдет о компаниях, которые будут ценны рынками сбыта (дистрибуцией) и квалифицированными кадрами. И западный инвестор будет готов вкладывать прежде всего в предприятия с существенной долей рынка, прозрачной структурой собственности, оптимизированными финансовыми потоками, эффективной системой корпоративного управления. А все это, считает Сухоруков, сегодня могут обеспечить украинские портфельные инвесторы, например, в форме фонда прямых инвестиций, который купив актив, сможет развить его бренд.

    Кроме того, ближе к концу кризиса при условии политической стабилизации в Украине наиболее эффективные производители смогут рассчитывать и на определенные портфельные инвестиции западных фондов.

    «Инвестгазета»

    Инф. delo.ua

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.