Основные события на табачном рынке в 2011 году развернутся в сфере дистрибуции и государственного регулирования отрасли.
Табачная отрасль считается одной из наиболее стабильных в украинской экономике, поэтому проблемы в ней также отличаются постоянством и повторяются из года в год. В 2011 году, по мнению экспертов, сохранятся риски зарегулироемости рынка и непрогнозируемой акцизной политики.
За последние 20 лет спрос на табачные изделия в Украине практически не менялся. На сегодня 35-37% всего населения являются активными курильщиками. По мнению экспертов и маркетологов, украинский табачный рынок стабилен и принадлежит к числу консервативных. «Ничего нового и странного не происходит последние годы на рынке, кроме того, что происходит вокруг этого рынка. Если говорить о более отдаленных годах, то они, возможно, были нестабильными, но как минимум это были годы становления табачного рынка. Последние лет 10 мы работали на достаточно стабильном рынке, который поддавался прогнозу – говорит Владимир Демчак, президент Украиной торгово-промышленной конфедерации - «Но последние несколько лет были самыми сложными годами для табачной отрасли. В следующем году у нас есть большие надежды на конструктивный диалог».
Старт для кодекса
2011 год станет стартом для работы Налогового кодекса. Представители бизнеса отмечают как минимум один безусловный позитив этого документа – кодификацию подакцизного законодательства. «Налоговый кодекс, как бы его не критиковал малый бизнес для производителя явно предпочтительней, чем то огромное количество законов, которые действовали ранее»– говорит Владимир Демчак. По его словам, кодекс не содержит новых подходов и новаций к отрасли и минимум противоречий. «Практика выявит несуразности и заставит что –то менять, но это нормальная практика отработки законов» - считает эксперт – «Мы десятками можем называть примеры того, что в 2010 году не устраивало в работе фискальных органов, но надежды на конструктов больше чем критики».
Тем не менее, кодекс не гарантировал стабильности налоговой нагрузки для отрасли. Как и в предыдущие годы на табачников может быть возложена почетная миссия залатывания дыр в бюджете. Мораторий на повышение ставок акциза (за исключением индексации на уровень инфляции), который обещал Сергей Тигипко табачным компаниям летом 2010 года, очередной раз без переходного периода поднимая акциз, власть не смогла внедрить. Представители отрасли отмечают, что непрогнозируемость налоговой политики – объективная реальность их бизнеса в последние годы.
Начиная с 2008 года – когда правительство обнаружило огромную дыру в бюджете и принялось ее латать –налоговая составляющая табачного бизнеса стала практически непрогнозируемой. «Мы столкнулись с беспрецедентными изменениями в налоговом законодательстве. Акцизный сбор и НДС - непрямые налоги, которые собираются с потребительских рынков и они были наиболее эффективным инструментом по латанию бюджетных дыр. Если ранее мы говорили о сотнях миллионов сборов с отрасли в бюджет, то теперь уже оперируем цифрами в десяток миллиардов» - говорит Владимир Демчак.
Из позитива в этом вопросе можно выделить тот факт, что статус одного из основных доноров бюджета позволяет отрасли требовать от правительства выполнения и своих обязательств. «Мы рассчитываем на усиление борьбы с контрабандой» - говорит Юрий Кишко, директор по корпоративным вопросам «Империал Тобако Юкрейн». Последние два годы наблюдается бурный рост контрабанды табачных изделий из Молдовы и России, рост количества контрафакта. «Мы будем требовать от правительства выполнения своей функции по защите рынка от контрабанды. Это обязанность государства переел производителем, за его уплаченные налоги» - сказал Владимир Демчак.
Дистрибуторы сливаются
Одно из основных событий в табачной отрасли 2010 года - это выход на украинский рынок компании «Мегаполис», одного из лидеров дистрибуции табачных изделий в России (контролирует около 70% продажа табака в стране). Работу в Украине компания начала с покупки двух украинских табачных дистрибуторов – ООО «Вест-Тобакко-Групп» (ВТГ) и «Подилля-Тютюн».
Хотя произошло эта сделка была закрыта в прошлом году, ее последствия и степень влияния на рынок отрасль ощутит в 2011 году. Выход такого мощного игрока уже заставил говорить о предпосылках к монополизации торговли сигаретами в Украине. Участники рынка пока лишь осторожно говорят о том, что не хотели бы столкнуться с монополизацией табачной дистрибуции как явлением вредного для любого рынка вцелом. Однако очевидно, что активная работа «Мегаполиса» повлечет за собой изменения рынка в сегменте распространения - эти изменения станут явными уже к первому кварталу 2011 года. «Мы ожидаем больших изменений в дистрибуции – поскольку на рынок зашли новые игроки из России, это большая компания. Как это будет сказываться на табачной бизнесе – еще не понятно» - говорит Юрий Кишко. Пока основные табачные компании работают с дистрибуторами в обычном режиме.
На твердой земле
Помимо обычных для рынка акцизных, и принципиально новых – дистрибуционных – проблем, для украинской табачной отрасли в 2011 году будут характерны и другие сложности. «Если бы речь шла только о деньгах, то можно было бы сдержанно к этому относится, поскольку есть понимание дефицита бюджета. Но ведь работа сопровождается и другими вещами –правительство задекларировало, что хочет ограничить потребление сигарет» - говорит Владимир Демчак. К таким инициативам можно отнести ограничение рекламы табачных изделий, ограничения распространения через киоски, ужесточение требований к предупредительным надписям на пачках – все эти проекты существуют сейчас и скорее всего будут возникать в разных формах на протяжении 2011 года. «Но хотелось бы надеяться, что будущий год будет отличатся хотя в том плане, что исчезнет истерия, которая есть вокруг рынка, и появятся прагматичные правила перед производителем и дистрибутором» - говорит Владимир Демчак.
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua