Скидочный сервис Groupon готовится к выходу на биржу. Инвесторам предложат 5—6,6% компании, исходя из ее оценки в $20 млрд. Это около пяти годовых выручек, что довольно скромно по сравнению с другим интернет-сервисом —- социальной сетью Facebook.
Компания Groupon, управляющая популярным скидочным интернет-сервисом, планирует привлечь в ходе IPO около $1 млрд.
По неофициальной информации, выход на биржу запланирован на вторую половину 2011 года, возможно, на третий квартал.
Оценка Groupon в рамках размещения бумаг может варьироваться от $15 до $20 млрд, говорят осведомленные источники, и будет зависеть от рыночной конъюнктуры.
Подготовку компании к IPO ведут консультанты из Goldman Sachs и Morgan Stanley, одним из соорганизаторов станет банк J.P. Morgan Chase.
Официальный представитель Groupon не смог оперативно прокомментировать ситуацию.
Сервис Groupon продает в интернете групповые скидки на различные товары и услуги. Аудитория — 60 млн подписчиков в 500 городах. Менеджеры по продажам Groupon заключают соглашения с компаниями, услуги которых востребованы на сайте скидочного сервиса, и добиваются скидок за счет гарантированного объема продаж. Затем через электронную почту и приложения к смартфонам предлагают своим клиентам воспользоваться скидками. С каждой продажи Groupon берет комиссию.
В 2010 году выручка Groupon выросла до $750 млн. По оценке Bloomberg, в 2011 году скидочный сервис заработает $3—4 млрд. Таким образом, инвестбанки оценивают Groupon в пять годовых выручек, говорит эксперт «Финам» Леонид Делицын.
«Это нормальный мультипликатор для такого бизнеса. Инвесторы ориентируются на сохранение темпов роста компании», — говорит он. Неофициальные оценки социальной сети Facebook существенно выше: компания стоит свыше $84 млрд при выручке за девять месяцев прошлого года в $1,2 млрд.
В Groupon работают около шести тысяч человек по всему миру. С момента основания компании в 2008 году в проект вложились известные венчурные фонды — Andreessen Horowitz, Battery Ventures, Greylock Partners, Kleiner Perkins Caufield & Byers, Maverick Capital, Silver Lake и Technology Crossover Ventures, а также инвестиционная компания Юрия Мильнера и Алишера Усманова DST Global. Российские инвесторы не раскрывают долю в капитале Groupon, но до января 2011 года она, по неофициальным оценкам, составляла около 2—2,5% (еще 5,13% числятся за аффилированной с DST группой Mail.ru).
В апреле 2010 года Groupon оценивали в $1,36 млрд. В конце 2010-го корпорация Google предложила за Groupon $6 млрд, но сервис отклонил оферту. Последний раунд финансирования Groupon завершен в январе 2011 года, сервис получил $950 млн (в том числе от фонда Мильнера и Усманова DST Global-2) при оценке всего бизнеса в $4,75 млрд. Но уже в марте 2011 года источники Bloomberg заявляли о потенциальной капитализации Groupon в $25 млрд.
Снижение оценки Groupon на $5 млрд может дать возможность заработать на росте акций после IPO, считает Делицын.
Бизнес Groupon стремительно растет, выход компании на биржу может стать одной из самых заметных сделок на интернет-рынке. Но у Groupon появляется все больше конкурентов, и это снижает интерес инвесторов. Крупнейший конкурент Groupon — сервис Living Social, который в начале апреля стоил $3 млрд.
Управляющий директор Carlyle Technology Partners Майкл Ванд скептично относится к оценкам компаний в секторе электронной коммерции, социальных сетей и цифровых медиа. «Люди пытаются снять сливки, они надеются, что сделают это. Хотя еще непонятно, будут ли выручка и прибыль этих компаний соответствовать ожиданиям и шумихе в прессе», — заявил он.
По материалам: Газета.Ru
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua