Национальный банк предложил правительству механизм активизации кредитования приоритетных отраслей и снижения ставок заимствований. Главной приоритетной отраслью станет строительство. Основными кредиторами – государственные банки.
Строительная отрасль в первом квартале нынешнего года наконец начала демонстрировать признаки оживления. По данным Госкомстата объемы строительства в первом квартале нынешнего года выросли по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 6,8% (до 7,8 млрд грн.).
Так что оптимизма у строителей несколько прибавилось, хотя особых поводов для гордости нет пока что ни у них самих, ни у официальных лиц, ответственных за состояние отрасли.
Во-первых, потому, что нынешний рост сформировался отчасти благодаря низкой статистической базе января-марта прошлого года, когда объемы строительных работ сократились сразу на 21,5% даже по сравнению с кризисным первым кварталом 2009-го.
Во-вторых, нынешнее улучшение связано в основном с расходами правительства, ведущего активную подготовку к ЕВРО-2012. Так, среди предприятий, значительно увеличивших объемы работ, строители мостов, дорожных эстакад, туннелей и метрополитена (в 3,7 раза), а также дорог, аэродромов и устройство поверхностей спортивных сооружений (в 1,6 раза больше). Так что статистика говорит сама за себя.
Частный же капитал по-прежнему идет в строительную отрасль не слишком охотно, хотя государство и объявило уже о значительном упрощении разрешительных процедур в отрасли.
В 2010 году (более свежие данные пока не публиковались) инвестиции в основной капитал в отрасли составили всего 82,2% от уровня 2009 года, и лишь мизерные 2,9% – от всех освоенных в прошлом году капвложений.
Что касается банковских строительных кредитов, то в марте они, по данным НБУ, продолжали снижаться как в корпоративном, так и розничном секторах.
Так банковские кредиты нефинансовым корпорациям на приобретение, строительство и реконструкцию недвижимости по итогам марта составляли всего 13,2 млрд. грн. – или 72% от максимума 2008 г.
Строительные займы домохозяйств (80,3 млрд грн.) тоже пока не растут в нынешнем году. И хотя, на первый взгляд, они заметно не уступают показателям 2008 года (88,4 млрд.), такая видимость создается только из-за существования статистических казусов. Поскольку около 90% строительных кредитов населению накануне кризиса имели валютное происхождение, оная часть значительно подорожала в гривневом эквиваленте по причине произошедшей осенью 2008 года девальвации.
Существует сразу два ограничения, сдерживающих банковское кредитование строительной отрасли. Главный из них – проявившиеся после начала кризиса огромные риски кредитования сектора, из-за существования которых банки не торопятся выдавать строительные ссуды. Впрочем, эта проблема вскоре может быть решена – финансисты уповают на скорейшее принятие ВР закона о защите прав кредиторов и потребителей финансовых услуг, принятие которого является одним из требований в программе сотрудничества Украины и МВФ. Наличие этого пункта в программе обосновано тем, что рассчитывать как на качественное оздоровления банковского сектора, так и устранение ключевых рисков для финансовой системы без адекватной защиты прав инвесторов и кредиторов, как показывает мировая практика, не приходится.
Еще один важный фактор низкой кредитной активности в отрасли – высокие процентные ставки, к поиску путей снижения которых банкиров призывают не только потенциальные заемщики, но и правительство.
Но как это сделать, если у банков сегодня – огромный дефицит необходимых для кредитования строительства жилья долгосрочных ресурсов, которые имели бы приемлемую стоимость. Поэтому без государственной поддержки, справиться с этой проблемой самостоятельно они вряд ли смогут.
Но если поддержка правительства ограничивается пока в основном призывами и поручениями, либо сводятся к увеличению бюджетных ассигнований, то в НБУ уже ищут пути решения этой проблемы. Предложенный Национальным банком правительству способ отводит ключевую роль в активизации строительной отрасли государственным банкам. Механизм предусматривает предоставление НБУ целевого рефинансирования под залог выпущенных правительством ОВГЗ. Благо, с ресурсами у госбанков дело обстоит вроде бы неплохо. Сегодняшняя капитализация Укрэксимбанка и Ощадбанка (17,5 млрд и 16,6 млрд грн. соответственно) является самой высокой в системе. Что позволяет обоим учреждениям реализовывать достаточно масштабные проекты.
Кроме того, Укрэксимбанк в начале нынешнего года осуществило одну из самых знаковых сделок в финансовом секторе. Выпуск трехлетних гривневых евробондов на 2,3 млрд. грн. по ставке 11% годовых, не только создал прецедент подобных транзакций для украинских заемщиков, но и значительно улучшил ресурсные возможности учреждения.
Вслед за своим визави на внешний рынок вышел и Ощадбанк, разместивший пятилетние евробонды на 500 млн. долл. с доходностью 8,25%.
Впрочем, это не означает, что кредиты будут выдаваться безвозмездно. Государственные банки – коммерческие структуры, поэтому кредитоваться будут только экономически выгодные проекты. Уникальная пока особенность предложенного механизма – секьюритизация сформированных при выдаче кредитов активов. Простыми словами это означает, что на базе выданных кредитов и полученных при этом залогов, будут выпускаться специальные ценные бумаги, которые затем будут перепродаваться как иностранным инвесторам, так и внутренним. Ну а за счет полученных при этом денег будут погашаться кредиты рефинансирования НБУ.
Остается пока открытым вопрос, как к подобной схеме, а точнее – участию в ней Национального банка отнесутся в МВФ, с которым в настоящий момент НБУ проводит соответствующие консультации. Их результат, несмотря на паузу в финансировании официального Киева со стороны Фонда, имеет очень хорошие шансы оказаться положительным. В отличие от правительства, сотрудничество с Национальным банком пока удовлетворяет иностранных доноров, хотя и НБУ не так уж всегда и уступчив к требованиям кредиторов. Как, например, в дискуссиях по поводу гибкости валютного курса, которой не первый год требуют в МВФ от Нацбанка. Сегодняшний диапазон колебаний курса гривни к доллару вряд ли удовлетворяют представителей Фонда, но украинской стороне удается находить необходимые аргументы для отстаивания своей позиции, а функционерам МВФ – признавать их обоснованность. "У нас состоялись и идут очень продуктивные обсуждения с Национальным банком, – заявил в ходе состоявшегося 26 апреля круглого стола Макс Альер, постоянный представитель МВФ в Украине. – Мы очень плодотворно сотрудничаем и действительно удовлетворены теми достижениями, которые мы можем продемонстрировать на этом пути".
Так что нужные аргументы в переговорах с МФО, при необходимости, всегда могут быть найдены. Хватило бы желания. И профессионализма.
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua