Развивающиеся страны могут принять участие в борьбе за заказы на пассажирские самолеты нового поколения, составив конкуренцию лидерам, Airbus и Boeing.
Руководство авиастроительных корпораций Airbus и Boeing признает, что их почти абсолютное доминирование на рынке коммерческих самолетов подошло к концу.
На открывшемся вчера авиасалоне в Ле Бурже Джим Олбау, президент и генеральный менеджер подразделения «Боинг - Гражданские самолеты», откровенно признал это обстоятельство. Бразильские, китайские, канадские и российские компании готовы уже в течение пяти лет вывести на рынок собственные самолеты размерностью свыше 100 мест. «Двоевластие в сегменте самолетов вместимостью 100-150 кресел подошло к концу, потому что на этот рынок выходят новые игроки», — заявил Олбау.
Исполнительный директор Airbus Том Эндерс соглашается с этим, но отмечает, что новички нацеливаются не на всю линейку доминирующих игроков.
Бразильская Embraer может отказаться от борьбы за вход на рынок больших коммерческих самолетов, говорит исполнительный директор компании Паулу Сезар де Соуза э Силва. По его словам, есть такая вероятность, что будет принято решение не расширять производство в сегменте пассажирских самолетов вместимостью 120-150 кресел. Вопрос будет решен до конца года.
«В этом сегменте становится слишком много игроков, поэтому нам нужно все тщательно проанализировать», — говорит глава Embraer, подразумевая намерения канадской Bombardier, китайской Comac и российской корпорации «Иркут» разбавить дуополию Airbus и Boeing в сегменте самолетов размерностью 100-200 мест, сложившуюся с конца 1990-х.
Три новичка сектора уже занимаются разработкой самолетов и получают заявки от клиентов. У Bombardier, главного конкурента Embraer на рынке региональных самолетов, уже 113 заказов на C-Series, российская и китайская компании привлекли первоначальные заказы от операторов на внутреннем рынке.
В марте Bombardier и Comac объявили о стратегическом партнерстве в сфере коммерческой авиации, и, по мнению некоторых аналитиков, в перспективе это может означать более тесное сотрудничество между компаниями. Этих игроков считают наиболее вероятными преследователями нынешних лидеров рынка. Джим Олбау не сомневается, что Comac будет серьезным конкурентом: «Они построят очень хороший самолет».
Представители Airbus сообщили, что в понедельник получили заявки еще на 126 модернизированных узкофюзеляжных A320 Neo. Исходя из каталожной цены, общая сумма потенциальных продаж составляет 6 млрд долларов. В целом клиенты уже готовы купить 488 A320 Neo.
В конце прошлого года было объявлено о планах Airbus переоснастить самолеты A320 новыми двигателями, которые будут экономить 15% топлива. Стоимость программы составляет 1 млрд евро. По словам Эндерса, ввиду огромного интереса клиентов, это самый успешный старт новой программы в Airbus.
Всего, включая заказы на 126 A320 Neo, две крупнейших авиастроительных компании на авиасалоне объявили о сделках на сумму 26 млрд долларов.
За первый же день авиасалона Ле Бурже производители заключили соглашения на поставку 200 самолетов общей стоимостью более 20 млрд долларов. Airbus и Boeing получат примерно в два раза больше заказов, чем на авиасалоне в британском Фарнборо в прошлом году. В понедельник Airbus заключил сделок на 15 млрд долларов.
Теперь все ожидают решения Boeing по поводу 737-ой модели. По словам Олбау, рассматривается две альтернативы — переоснащение ее новыми двигателями или разработка совершенно нового самолета. Решение будет принято к началу следующего года.
Олбау говорит, что очень серьезно воспринимает вызовы новых игроков, но не видит угрозы для нынешнего поколения Boeing 737 со стороны A320 Neo. По его словам, эти две модели, доминирующие в секторе коммерческой авиации, сейчас «на равных». Эндерс парирует: «Джим, это самая смешная шутка, которую я от тебя слышал за последнее время. Я думаю, мы представили очень хорошее предложение, и реакция рынка говорит сама за себя».
По материалам: BFM.ru
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua