Адриан Сливоцкий, известный экономист, автор мировых бестселлеров по вопросам стратегического управления, в своей колонке анализирует опыт США и Кореи в создании сети независимых частных университетов в ХХ веке и размышляет над перспективами Украины.
Противостояние некоторых университетов и Министерства образования Украины, которое проявилось на примере Киево-Могилянской Академии этим летом, показало, насколько важным, однако совершенно не решенным в Украине является вопрос независимости вузов, независимости прежде всего финансовой, которая выступает предпосылкой к академической и в некоторых случаях политической свободе университетов.
В сфере высшего образования мы можем много почерпнуть из американского опыта.
В ХІХ веке в Америке ряд предпринимателей заработали огромный капитал в различных областях: Астор (меха и недвижимость), Карнеги (железная дорога и металлургия), Вандербильт (железная дорога), Меллон (банковское дело), Рокфеллер (нефть), Морган (банковское дело), Стэнфорд (железная дорога).
Их состояния измерялись в миллиардах. Многих этих предпринимателей по разным причинам сильно критиковали. Однако все они сделали нечто необычайное - они вложили средства в высшее образование и поспособствовали созданию лучшей в мире сети высших учебных заведений.
Огромные пожертвования получили уже существующие университеты, такие как Гарвард, Йель, Принстон, Колумбия, Дартмут, и проч., также были учреждены новые крупные вузы: Карнеги-Меллон, Вандербильт, Стэнфорд, Рокфеллер. Это движение, которое началось в XIX веке, еще больше активизировалось в ХХ веке. Крупные пожертвования от промышленников и предпринимателей ускорили развитие разветвленной сети ведущих университетов, что стало секретом конкурентного преимущества Америки на многие десятилетия. Ведущим промышленникам и бизнесменам обязаны своим ростом также крупные католические университеты США, среди которых Нотр Дам, Бостон Колледж, Фордгам, Джорджтаун и другие.
Задумаемся на минуту над кумулятивным течением этих инвестиций: миллионы студентов получили отличное образование и сформировали дружеские отношения и связи на всю жизнь, что во многом поспособствовало их профессиональному успеху в долгосрочной перспективе. Большинство этих студентов никогда не смогли покрыть полную стоимость своего обучения. Постоянные фонды (эндаументы) предоставили множество стипендий, которые позволили талантливым студентам, в частности, из очень бедных семей, получить хорошее образование. Эти ранние меценаты высшего образования катализировали самодостаточную восходящую спираль. Богатство, добытое одним поколением, было вложено в образование так, чтобы открыть перед следующим поколением целый горизонт новых возможностей к постижению в науке, профессиях, искусстве и промышленности.
То, что произошло в XIX веке в Америке, также повторилось в 1960-х и 1970-х годах в Корее. Корейцы, как и американские промышленные магнаты, были фанатами образования. Для них уравнение было простое: быть лучшими инвесторами в образование сегодня равнялось быть лучшими в промышленности, торговле (а также музыке, искусстве, и др.) завтра.
На уровне с демократией высшее образование было создателем равенства в американском обществе. Оно является тем механизмом, который позволяет каждому лицу, независимо от достатка или статуса, понять свой потенциал. И это простой факт, что львиную долю этих возможностей финансировали супер-успешные личности, будь это Карнеги или Стэнфорд, Вандербильт или Фрик, Рокфеллер или Морган, Меллон или Гейтс.
Что же происходит в Украине?
В Украине благотворительная поддержка университетов все еще является необычным явлением, которое не выкристаллизовалось в общественном сознании. Не так много есть университетов, которые готовы становиться независимыми от государства и самостоятельно искать средства, принимая все риски и вызовы такой финансовой независимости, и не так много предпринимателей, которые готовы брать реальную ответственность за развитие образования в Украине.
Поэтому, узнав, что весной Украинский католический университет объявил, что Дмитрий Фирташ, один из богатейших предпринимателей Украины, сделал выдающееся пожертвование для УКУ во Львове, я решил поблагодарить господина Фирташа за этот беспрецедентный и мудрый дар. Я бы хотел, чтобы его пример послужил призывом к каждому украинскому промышленнику, предпринимателю и инвестору - в Украине и диаспоре - сделать соответствующие мудрые и значительные инвестиции в высшее образование. Пусть этот пример привлечет нас всех к делу, которое можно осуществить буквально за одно поколение, а именно - создать в Украине сеть частно фундированных университетов мирового уровня. Я хочу, чтобы такие пожертвования становились традицией, а потому из уважения к щедрому дару господина Фирташа хочу принять участие в этом процессе, сделав пожертвование в 1 млн. долларов в течение трех лет. Однако надеюсь, все мы осознаем, что находимся лишь в начале процесса, который требует десятков лет и миллиардов вложений, но его результатом будет создание одной из лучших в мире сетей частно финансируемых университетов. Польза для граждан Украины, особенно талантливых, будет огромная.
Сейчас перед украинским образованием и бизнесом стоит немало общих вопросов: или мы хотим качественное образование для талантливых, независимо от их финансового состояния, или мы отчетливо осознаем, какое влияние может иметь хорошее образование на предпринимательство (науку, искусство и т.д.) в течение одного поколения? Как мы будем вкладывать средства, чтобы сделать образование мирового уровня доступным для каждого талантливого студента? США ответили на эти вопросы еще в XIX веке. Этот ответ дали, фактически, несколько десятков человек - это все, что было нужно, чтобы начать процесс. Корейцы дали свой ответ в 1970-х и 1980-х годах, сразу, как только накопились первые крупные корейские капиталы.
Каким будет наш ответ?
Если мы будем думать об этих делах просто и ясно, то не будет предела для наших достижений. Однако мы не можем одержать верх, полагаясь лишь на крупных меценатов. Внимательно посмотрите, что делают лучшие университеты - они преследуют цель получить 100-процентное участие выпускников в поддержке учреждения, даже через незначительные пожертвования. Почему? Потому что эффективность высшего образования не является только делом ресурсов. Это в первую очередь дело менталитета, культуры и ценностей. Это реальное отражение того, кем мы являемся, и что, по нашему мнению, на самом деле важно.
С точки зрения крупных американских университетов не только состоятельные меценаты, но и сотни тысяч выпускников и других жертвователей являются первооткрывателями высшего образования для всех нас. Украинский католический университет имеет тот же дух, мировоззрение и ценности, как и другие выдающиеся университеты. Он также знает, почему 100-процентное участие имеет решающее значение. И именно поэтому я призываю к поддержке УКУ не только ведущих предпринимателей. Я приглашаю каждого гражданина Украины и диаспоры проявить свою щедрость и преподнести в дар, сколько они могут. Наша цель: 100-процентное участие - это очень просто и легко запомнить - 100-процентное участие в создании совсем другого будущего.
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua