В сентябре 2011 года стало известно о готовности нескольких крупных компаний приобрести поисковый сервис Yahoo!, стремительно теряющий популярность. В числе претендентов - китайская компания Alibaba, давний партнер поискового сервиса, и Microsoft.
Показатели поискового сервиса Yahoo! демонстрируют негативные тенденции уже более пяти лет. За это время позиции Yahoo! на американском рынке поисковых систем практически не сдвинулись: поисковый сервис по-прежнему занимает второе место и держит 15-16 процентов рынка, но финансовые результаты оставляют желать лучшего, что огорчает и менеджмент, и акционеров.
Так, недавно опубликованная отчетность Yahoo! за первые три квартала 2011 года в очередной раз показала сокращение прибыли. За девять месяцев компании удалось заработать 762 миллиона долларов против 927 миллионов за аналогичный период прошлого года, падение составило 18 процентов. Выручка также уменьшилась на 24 процента и составила 3,66 миллиарда долларов. В случае Yahoo! списать финансовые потери на кризис не получится. Во-первых, финансовые показатели компании демонстрируют негативную динамику уже несколько лет, во-вторых, конкурент поисковика - Google - за тот же третий квартал смог увеличить доход на 33 процента до 10 миллиардов долларов.
Незадолго до публикации финансовой отчетности с поста генерального директора Yahoo! была уволена Кэрол Бартц, которая возглавляла компанию с 2009 года. При этом складывается впечатление, что совет директоров сделал все, чтобы это увольнение расценивали как можно более негативно. Не было объявлено о причинах увольнения. О преемниках, пусть даже и потенциальных, также ничего не сообщается. Уже в течение полутора месяцев обязанности главы компании занимает Тимоти Морзе (Timothy Morse), финансовый директор, и когда совет директоров найдет нового гендиректора, неизвестно.
В том, что появились слухи о продаже Yahoo!, которые потом оформились во вполне конкретные заявления представителей других компаний, ничего удивительного нет. Ведь в ситуации, когда показатели предприятия снижаются, а менеджмент не просто не может справиться, а уходит, потенциальный покупатель не заставит себя долго ждать. И он появился.
Китайский покупатель
Первой (по крайней мере, от первого лица) о желании приобрести Yahoo! заявила китайская компания Alibaba. Генеральный директор Alibaba Джек Ма (Jack Ma), один из самых известных интернет-предпринимателей КНР, заявил, что компания "ищет партнеров для выхода на рынок США". По его словам, одним из таких партнеров могла бы стать компания Yahoo!, и Джек Ма "был бы не против купить ее".
"Это будет хорошо и для нас, и для Соединенных Штатов Америки", - заключил Ма. Западная пресса уже написала, что на самом деле покупка Yahoo! для Ма и его Alibaba - один из "самых амбициозных шагов". Несмотря на то, что Alibaba является одним из крупнейших интернет-магазинов КНР, в котором работает более 20 тысяч человек в 70 городах Китая, компания не имеет выхода на американские рынки. В настоящее время компании уже имеют совместный проект - поисковый сервис China Yahoo! - один из самых популярных интернет-порталов в Китае.
Yahoo! купила 40 процентов акций Alibaba за миллиард долларов несколько лет назад, когда бизнес китайской компании только зарождался, и теперь для покупки американского старшего брата Ма придется заплатить в двадцать раз больше. Для Alibaba сделка может стать не только потенциально выгодным, но и "красивым" приобретением.
Агентство Bloomberg сообщило, что Ма пойдет на сделку не один, а пригласит в партнеры DST Global - фонд известного российского интернет-предпринимателяЮрия Мильнера. Бизнесмен известен новаторским подходом и значительными инвестициями в интернет-сервисы и инновации, в частности, Mail.ru и стартапы Кремниевой долины в США, и такое предложение выглядит логичным. Со стороны самого Мильнера или его фонда комментариев не было, но подобная информация в прессе косвенно свидетельствует о том, что Ма действительно готовится приобретать Yahoo!.
Но у планов Ма есть немало препятствий по обе стороны океана. Так, китайская антимонопольная служба имеет право контролировать крупные сделки и поглощения, и сделка Yahoo! - Alibaba вполне может привлечь ее интерес, что если и не погубит соглашение, то усложнит. Но опаснее для Ма акционеры Yahoo! и американские антимонопольщики, которым очень может не понравиться, что второй по популярности поисковый сервис уходит под контроль КНР. Американским властям было бы намного приятнее, если бы Yahoo! купил кто-то ближе и "роднее". И такой потенциальный инвестор есть.
Американский покупатель
Компания Microsoft три года назад уже пыталась выкупить Yahoo!. Тогда сделка не состоялась по самой простой причине – стороны не договорились о цене. Microsoft делала щедрое предложение - она предлагала за Yahoo! 44,6 миллиарда долларов, что на 62 процента превышала рыночную стоимость компании на тот момент. В поисковом сервисе сочли такое предложение невыгодным. Впоследствии американская софтовая компания делала несколько различных предложений, но все они были отвергнуты менеджментом Yahoo!.
Для поискового сервиса неудавшиеся переговоры с Microsoft, которые длились три месяца, принесли определенный ущерб. Акции компании сильно упали, а глава компании, ответственный за срыв сделки - Джерри Янг - был вынужден подать в отставку. В результате новый генеральный директор Yahoo! Кэрол Бартц пошла на расширение сотрудничества с Microsoft, но о продаже речи уже не шло.
Официальных комментариев от Microsoft пока не было, но несколько информационных агентств со ссылкой на источники в компании сообщили, что предложение о покупке готовится.
Кроме поискового сервиса, Yahoo! предоставляет пользователям интернета еще ряд услуг. В частности, компания стала одним из первых в мире провайдером бесплатного почтового сервиса, кроме того, Yahoo! имеет собственный медиа проект – новости на Yahoo!. Компания самостоятельно продает рекламу, размещаемую на страницах поискового сервиса. Поисковик работает на 20 языках.
Желание Microsoft выкупить Yahoo! понятно и объяснимо. Крупнейший в мире разработчик софта уже давно пытается выйти на рынок поисковых и сопутствующих сервисов. Но пока это у него не получается. Поисковый сервис Microsoft Bing занимает 14,7 процента американского рынка, и бороться с Yahoo! за второе место Microsoft не очень-то хочется. А вот в случае приобретения Yahoo! доля Microsoft вырастет до 30 процентов. Кроме того, поисковик Yahoo! с 2012 года переходит на ту же поисковую программу, что и Bing, что упрощает управление поисковиком со стороны Microsoft.
Вторую попытку купить Yahoo! компания Microsoft, скорее всего, будет делать не одна. Источники, знакомые с ходом переговоров, сообщили The Wall Street Journal, что совместно с Microsoft предложение готовы сделать компании Silver Lake Partners (инвестиционная компания США, специализирующаяся на вложениях в технологии) и Canada Pension Plan (канадский фонд пенсионного страхования и социальных программ).
Сейчас потенциальные покупатели имеют больше шансов заключить удачную сделку, чем в 2008 году. У Yahoo! есть повод стать сговорчивее: если в начале 2008 года акции компании стоили 27-28 долларов, то в 2009-2011 годах ценные бумаги поискового сервиса ни разу не подорожали хотя бы до 20. И если совет директоров не продаст Yahoo! сейчас или не предпримет радикальных мер для вывода компании на новый уровень, то может случиться, что скоро продавать будет нечего.
По материалам: Лента.Ру
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua