Русская пословица: “Нет худа без добра” получила в этом году неожиданное подтверждение в Японии. Казалось бы, взлетевшие до небес цены на нефть и, соответственно, топливо, могут вызвать снижение спроса на автомобили. Поскольку, японская экономика, во-многом, основывается именно на успехах автомобильной отрасли, для нее рост нефтяных цен наиболее опасен.
Однако, японцы нашли выход в этой кризисной для себя ситуации – они решили воспользоваться относительной ненасыщенностью автомобильного рынка в России и повышенной покупательной способностью населения, возникшей как следствие накачки экономики нефтедолларами. То, что японцы буквально ринулись открывать у нас дилерские центры и создавать производственные мощности, стало особенно заметно в последние месяцы. Производители электроники, нарядус автопроизводителями, также особенно активно в этом году расширяют торговые представительства и строят новые магазины. К тому, же российское правительство оказывает этой деятельности свое особое покровительство.
По статистическим данным, в 2005 году в России было продано 1,6 миллионов автомобилей, это на 80% больше 900 тысяч, проданных в 2000 году. Доля импортных автомобилей в общем объеме проданных транспортных средств увеличилась до 38% с 5%. Во вторник было объявлено, что японский автопроизводитель №2, компания Nissan Motor Co. потратит 200 миллионов долларов (5,5 миллиардов рублей) на строительство завода под Санкт-Петербургом и начнет на нем выпуск машин в 2009 году. Ежегодно с конвейера завода будут сходить 50 тысяч автомобилей. При полном вводе эксплуатацию на заводе будет трудиться 750 человек.
Отметим, что иностранным инвестициям в Россию способствует тот факт, что в январе текущего года, российское правительство выделило на территории страны шесть экономических зон, в которых будет действовать режим наибольшего благоприятствования для иностранных инвесторов. Это предполагает снижение или отсутствие тарифов на ввоз деталей и налоговые послабления.
Однако, японские бизнесмены ены частой сменой российского законодательства, отсутствием подготовленной рабочей силы, общим низким уровнем производственной и технологической дисциплины, недостаточной ясностью области правонарушений, что может привести к неадекватному отношению к иностранным инвесторам. Коджу Каратсу, руководитель японской Организации внешней торговли, заявил, что инвестиции в Россию кажутся прибыльными, но они расцениваются японскими экспертами как имеющие повышенную степень риска.
Но, видимо, возможности российского рынка перевешивают все резонные опасения инвесторов. Президент компании Nissan Карлос Госн в своем интервью изданию Reliableplant заявил, что “Россия всегда была очень успешным рынком и является одной из важнейших частей стратегии глобального роста компании. Инвестиции 5,5 миллиардов рублей в строительство завода – доказательство нашей уверенности в высоком потенциале российской экономики”.
Nissan будет осуществлять сбоку моделей среднего и малого размера, таких как Almera и Primera. В России в прошлом году было продано 46 тысяч автомобилей, это почти в два раза больше чем в 2004 году (28 тысяч). Nissan станет вторым по счету японским автопроизводителем, начавшим выпуск легковых авто в России. Первой станет Toyota Motor Corp., завод которой, кстати, также расположенный под Санкт-Петербургом, начнет выдавать продукцию в декабре 2007 года. Мощность завода также составит 50 тысяч машин в год.
Mazda Motor Corp. Открыла собственное представительство в России в начале этого месяца. Производители электроники также рвутся на растущий рынок сотовых телефонов и приборов бытовой техники. NEC Corp. в июле прошлого года открыла свое представительство в Москве и будет, в основном, заниматься созданием инфраструктуры для сотовых телефонов третьего поколения, которая должна поступить в продажу в конце текущего года. Toshiba Corp. также открыла региональные центры по продаже и обслуживанию домашней электроники и электрического оборудования.
Любовь Богословская
Инф. kommentator
e-finance.com.ua