Как известно, Бусово поле на окраине Печерска ни к бусам, ни к буслам отношения не имеет. А вот то, что гора Батыева не связана с именем хана-завоевателя -- это уже что-то новенькое. Вернее, давно забытое старенькое.
Еще в IV--VII веках от Рождества Христова пространство между Днестром и Днепром заселяли восточно-славянские племена антов -- земледельцев, скотоводов и отважных воинов. Об их доблести рассказывают в своих трудах византийские писатели Прокопий, Агафий, Менандр. А готский историк Иордан сообщает о жестокой битве между его соплеменниками и антами в долине нынешней реки Лыбедь, в результате которой победу одержали последние во главе с бесстрашным вождем Божем (Бусом).
Местные племена имели довольно высокий уровень ремесленно-гончарного производства и торговали с Римом. А ювелирные изделия антов пользовались популярностью далеко за пределами Приднепровья, что подтверждает автор "Слова о полку Игореве": "Готские красные девы запели на берегу синего моря, звеня русским золотом, поют они время Бусово..."
Кстати, в долине летописной реки до сих пор существуют Бусово поле, гора Бусовица и полувысохшая речка Бусловка. Последний топоним, видимо, ассимилировался -- на лето сюда прилетали буслы (аисты).
О Батыевой горе такого не скажешь. Почему шатер хана должен был стоять именно на этой возвышенности, в то время, как город был блокирован плотным кольцом завоевателей? С Печерского плато, например, обозрение лучше.
В древних документах, включая и киевские летописи, топоним "Батыева гора" в окрестностях города отсутствует. Нет его в текстах былин и народных дум. Некоторые историки ХIХ столетия упоминают о могилах чужеземцев. В частности, о Тугорхановой: "Привезши в Киев труп Тугорхана, своего тестя, Святополк похоронил его на Берестове". А в "Описании Киева" Закревского находим такую фразу: "Батыева могила. Куча курганов за Лыбедью, близ Васильковской дороги, носит название Батыевых". Скорее всего, автор и говорит о возвышенности, которая сегодня называется Батыевой горой, а во время татаро-монгольского нашествия служила местом захоронения воинов противника. Но почему-то на планах Киева 2-й половины ХIХ века эти места указаны как "Батыева гора" и "Батыева могила" с ударением на первом слоге.
Что это: опечатка или каприз топографа? Вероятно, происхождение наименования таится во "временах Бусовых". Мы неоднократно сталкивались с однозвучными названиями, имеющими разные значения. Древнеславянское имя Бат возникло не на пустом месте -- тот же Батый на тюркских наречиях именовался как "храбрец", "богатырь", "силач". Да и в европейских странах служил основой военной терминологии ("batalle" в переводе с французского -- битва.)
Возможно, киевский Бат был храбрым воином. Как и Кий, он мог участвовать в завоевательных походах. И если на Дунае в честь полянского князя образовался город Киевец, то по ту сторону Ла-Манша, в Англии, есть город Бат.
Однако хватит домысливать "подвиги" гипотетического героя. Отметим лишь, что праславянское имя Бат дошло к нам в просторечии как "батя", что означало "старейшина рода", "глава племени" или "родитель" (отсюда -- украинское "батько" и русское "батюшка"). Не исключается, что и слово "брат" -- производное от "бат".
В любом случае "гора Бата" или "Батыева гора" могли присутствовать в топонимике дохристианского Киева. В народных преданиях они продолжали жить до событий 1240 года -- после разорения стольного града "связь времен" была нарушена. Однако о Бате легенды ходили еще в средине ХIХ века. Иначе как объяснить ударения, проставленные в топографических изданиях?
Источник http://www.interesniy.kiev.ua
e-finance.com.ua