Курс на освоение Левого берега Киев взял только в 1930-е годы, а массовое строительство там началось в 1960-х. И кто знает, мучились бы нынче больше трети горожан, преодолевая мосты через Днепр, если бы город решили развивать в другом направлении.
Нынче по Днепру возят разве что песок, а сто лет назад киевский порт был крупнейшим транспортным предприятием наравне с железной дорогой. В память об этом до сих пор возвышаются старинные и уже советские элеваторы. «Железку» провели на Подол не сразу – сотни тяжелых подвод преодолевали путь от вокзала до гавани, создавая заторы. Хотели было проложить ж/д ветку через Лукьяновку в туннелях и запустить по ней «городскую электричку» с десятком остановок, да не сложилось. А многочисленные подольские склады, торговые лавки – их уже почти не осталось… К счастью, еще сохранилась кое-где классическая «еврейская» двухэтажная застройка: когда в доме на первом этаже располагался магазин, на втором – жилые помещения, а в подвале – склад.
Острова и Левобережье: жилье, но не массивы
Курс на освоение Левого берега Киев взял только в 1930-е годы, а массовое строительство там началось в 1960-х. И кто знает, мучились бы нынче больше трети горожан, преодолевая мосты через Днепр, если бы город решили развивать в другом направлении. А в 1910-е за Днепром и на островах располагались лишь небольшие районы – слободки. Предмостная – на месте Гидропарка, Никольская – где ныне массив Левобережный, Воскресенская, Кухмистерская (Березняки). На Трухановом острове располагался поселок рабочих-судостроителей, который в весеннее половодье затапливался водой и между домами плавали на лодках. Еще был дачный район Новая Дарница, а дальше – уже села: Позняки, Осокорки… Одного автомобильно-трамвайного моста (на месте моста Метро) кое-как хватало, было и два железнодорожных. На Труханов же добирались только по воде.
Автор: Григорий МЕЛЬНИЧУК,
газета по-киевски