Новая методика расчета и начисления сборов в Фонд гарантирования вкладов, дифференцированных в зависимости от рисков депозитной политики банка, является неэффективной. Она ставит банки, которые ведут агрессивную или рискованную деятельность, в более выгодные условия, чем банки, придерживающиеся взвешенной политики. Об этом заявила Ассоциация «Украинский Кредитно-Банковский Союз», комментируя проект изменений в «Положение о порядке расчета, начисления и уплаты сборов в Фонд гарантирования вкладов физических лиц».
УКБС отмечает, что предложенная в Проекте методика оценки степени рисков банка для расчета дифференцированных взносов не позволяет Фонду учитывать основные риски, влияющие на платежеспособность банков – риски активов (размещение средств) и капитала. Ведь опасность банкротства банка зависит, в первую очередь, не от процентных ставок на депозиты, а от качества кредитного портфеля.
Поскольку именно этот риск вообще данным Проектом не оценивается, поэтому, по мнению, УКБС целесообразно вернуться к действующей методике Фонда, более прозрачной и логичной. А для оценки рисков невозврата вкладов необходимо использовать другой инструментарий, в частности, наблюдение за состоянием развития рынка, состоянием ликвидности банков, контроль использования банками кредитов овернайт и т.д..
Также УКБС отмечает, что нововведение фактически является принудительным увеличением в несколько раз суммы регулярного сбора, уплачиваемого банками в Фонд. При этом создается возможность неограниченного манипулирования размером коэффициентов в расчетах сборов.
Эксперты УКБС объясняют, что на сегодня отсутствует порядок определения средневзвешенной процентной ставки по системе банков, и неизвестно, какие именно показатели будет использовать Фонд. Существующие индикативные показатели НБУ (ежедневный Украинский индекс ставок по депозитам физических лиц и Среднемесячные процентные ставки по депозитам в национальной и иностранной валюте) существенно отличаются друг от друга. В случае применения Фондом в качестве базы для сравнения меньшего из указанных показателей, в большинстве банков автоматически будут применяться высокие значения поправочного коэффициента К1 (колеблются от 1,0 до 1.8), что существенно будет увеличивать общий объем отчислений в Фонд.
По мнению УКБС, предложенные новации спровоцируют удорожание кредитных ресурсов вследствие увеличения финансовой нагрузки на банковскую систему (ведь средства, перечисленные в Фонд, банкам не возвращаются). Что идет вразрез с государственными приоритетами по удешевлению стоимости кредитов. А также ограничит привлечения банками средств населения и фондирования существующего валютного кредитного портфеля стабильными клиентскими ресурсами, что может негативно повлиять на ликвидность банков и стабильность банковской системы и привести к росту «теневой» экономики. А фактически – препятствовать легализации средств населения.
По материалам FINANCE.UA
Инф. finance.ua
e-finance.com.ua