• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Откуда берет начало одесское такси
    2013-01-28 00:07:36

    Конная, Староконная, Новоконная площади, Конный переулок – микротопонимы Одессы. Конная улица некогда вела к Конному рынку. Одна из улиц, заселенная в прошлом ямщиками, называлась Ямской (потом была переименована в Новосельского, затем – в Островидова. Ныне она снова Новосельского). Профессия ее жителей, перевозивших почту, грузы и пассажиров, придала характерные черты примыкавшему к нему району. Вблизи Ямской выросла Кузнечная улица, где жили и работали кузнецы. Тут же находился Каретный переулок, застроенный каретных дел мастерами. Здесь все было связано в единый трудовой узел, обеспечивающий извоз.

    "Одесские дрожки запряжены, по большей части, парой, но есть и в одну лошадь – это самые щегольские. Ездят извозчики отлично, и редко случается какое-либо приключение: работы им очень много..."    Так отзывался об одесских извозчиках литератор М.Б. Чистяков, посетивший наш город в середине XIX века.

    Из дела "Об извозчиках, промышлявших на бирже", узнаем, что  в 1824 году в Одессе было 85 дрожечников, 108 бричечников, 271 повозочник и 37 биндюжников. Каждый из владельцев платил за одну единицу гужевого транспорт налог 2 рубля 50 копеек за полугодие.

    Круглые сутки бесконечным потоком тянулись обозы. По булыжникам одесских мостовых цокали копыта лошадей и гремели колеса телег. Шумный портовый город не мог жить без гужевого транспорта.

    Биндюжник
    У ломовиков-биндюжников были самые сильные и самые высокие тяжеловозы. Першероны, битюги спокойно и ровно тянули многопудовые платформы с колесами в рост человека. Обычно это была пара широкогрудых мощных коней с крутыми шеями, огромными копытами и мохнатыми ногами. Количество грузов, перевезенных ими, было огромно. Достаточно сказать, что одесские ломовики справлялись с перевозкой всех грузов, прибывавших в порт и на вокзал. С раннего утра до позднего вечера вертелась бесконечная карусель от вокзала в порт и обратно. Десятки тонн грузов складывались в сотни, тысячи, миллионы.

    Самой низшей ступенью был наемный извозчик, который служил в "деле", состоял при извозном депо. Извозные депо были побогаче и победнее. Было, например, "депо", которое поставляло экипажи на свадьбы и похороны (вспомним у Бабеля: "Шесть лошадей, как шесть львов, две колесницы с венками... Колесница подъехала к кладбищенской синагоге... Кантор вылез из фаэтона и начал панихиду..."

    Рангом повыше были "ваньки" – индивидуальный транспорт. Так сказать, такси прежних времен. Опять же у Бабеля: "Они ехали в лаковых экипажах, разодетые, как птицы колибри... Глаза их были выпучены. Одна нога отставлена к подножке, отлакированные их пролетки двигались шагом, в каждом экипаже сидел человек с букетом..."

    Были извозчики, занимавшиеся этим делом из поколения в поколение. Они имели постоянных клиентов и стойкую выручку.

    Выше всех по имущественному и общественному положению стояли лихачи. Кони этих самых самостоятельных людей среди извозчиков сделали бы честь любому конному заводу. Лихачей было немного. Стоили они дорого. Поскольку это был самый скоростной городской транспорт, то ходила за ними дурная слава: иной раз и убийцу от полиции умчат, и задавят – не остановятся.

    Упоминавшиеся ямщики – возницы на ямских лошадях. Еще в XVI веке немецкий путешественник Герберштейн с удивлением и восхищением писал о "ямской гоньбе" в России. Его поражала скорость, с которой доставлялись письма, его приводило в изумление само учреждение почтово-пассажирской связи. В Западной Европе перевозкой почты занимались частные предприниматели, и ни о какой надежности и быстроте доставки не могло быть и речи. От ямской почты идет слово "эстафета" (по-французски "стремя"). Ямщики были освобождены от подати и воинской службы. Они жили в особых ямских слободах, им отводились большие угодья под покосы для прокормки коней (ныне Ямская улица находится в Киевском районе, перпендикулярна ей Эстафетная). Почтовый тракт был разделен на равномерные участки, каждый такой участок обслуживала почтовая станция. Здесь провожали и встречали путешественников, обменивались новостями, получали газеты, разглядывали новинки, привезенные из дальних мест. В общем, вокзал, почта, клуб и модный магазин одновременно...

    Конка стала завершением конской диктатуры на транспорте, в ее полном названии уже звучало новое время: "Конная железная дорога". Запряжена конка была парой сильных лошадей. Причем запрягать их к вагону можно было с любого конца. Правил ими кучер, стоящий на площадке. Вагон был технически оснащен: справа сияло колесо тормоза, слева – медный колокол...

    Кончилась история конной тяги. Собственно, если кое-где еще цокает подковами "лошадиная сила", то говорить о конях как о транспорте уже давно не приходится. А ведь совсем недавно кони были, как говорили наши знаменитые сатирики, "не роскошью, а средством передвижения".

     

    Источник http://odesskiy.com

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.