Одной из ключевых проблем Киева является сфера ЖКХ, которая, по мнению экспертов, неуклонно деградирует. Денег в развитие ЖКХ-инфраструктуры городские власти практически не вкладывают – ссылаясь на злополучную практику забирать в госбюджет половину доходов Киева
В России, как известно, всего две беды – дураки и плохие дороги. У Киева и того, и другого тоже в избытке. Но перечень реалий, которые очень мешают жить в столице Украины, значительно шире. Нехватка мест в детских садиках, плохая экология, транспортные проблемы и незаконное строительство – лишь начало списка, который можно было бы продолжать долго.
Конечно, эти же проблемы существуют и в других городах страны, и иногда – намного острее. Но от осознания этого факта мириться с тем, что делает качество жизни хуже, почему-то не легче. О том, что особенно портит жизнь киевлянам, пишет "Обозреватель. Кияни".
Коммунальное не-хозяйство
Одной из ключевых проблем Киева является сфера ЖКХ, которая, по мнению экспертов, неуклонно деградирует. Денег в развитие ЖКХ-инфраструктуры городские власти практически не вкладывают – ссылаясь на злополучную практику забирать в госбюджет половину доходов Киева. А проложенные еще в советские времена инженерные сети имеют свойство амортизироваться.
Из существующих 4 тыс. км водопроводной сети полностью вышли из строя около 26% труб. А результаты многочисленных проверок показали, что изношенность основных фондов Днепровской и Деснянской водопроводных станций достигает 60%. Практически на 100% изношена Бортническая станция аэрации, которая находится в перманентном состоянии подготовки к реконструкции.
Подобная ситуация наблюдается и в сфере теплоснабжения, что становится причиной все более учащающихся техногенных аварий и аварийных отключений. Казалось бы, ситуацию должна была бы изменить приватизация инфраструктурных объектов, ведь под этим соусом она и затевалась. Но новые владельцы коммунальных предприятий деньги вкладывать в модернизацию и замену инфраструктуры не спешат, возлагая эту обязанность на беспомощную в условиях хронического безденежья городскую власть.
Проблемы в ЖКХ не в последнюю очередь обусловлены еще и нехваткой квалифицированных рабочих рук. "Те специалисты, которые работали, остались в наследство еще от Советского Союза. Несмотря на то, что в Киеве действует целых два муниципальных высших заведения, которые вроде бы должны были готовить специалистов по городскому хозяйству - этих специалистов становится все меньше", - говорит Константин Матвиенко, эксперт корпорации по стратегическому планированию "Гайдарика".
Что касается тарифов, то пока они не являются самыми высокими по стране, хотя, по мнению многих экспертов, они и завышены. Однако Матвиенко убежден, что тарифы в Киеве сейчас из последних сил сдерживает городская власть. Рассчитывая, что это станет аргументом на будущих выборах мэра и Киевсовета. Сколько придется "отваливать" за коммуналку киевлянам после выборов, остается только гадать.
Пробки, стройки и другие неприятности
Не менее сложной проблемой, портящей нервы и опустошающей кошельки киевлян, является транспорт. В Киеве появляется все больше автомобильного транспорта, что неизбежно приводит к высокой загруженности дорог. Городские власти пытаются решить проблему пробок с помощью строительства новых дорог, мостов и развязок – хотя, как показывает практика это дорогостоящее, но абсолютно бесполезное занятие. Особенно учитывая, что часто новые транспортные объекты на самом деле, если кому и выгодны – то только частным структурам, которые на этом зарабатывают.
Как самый яркий пример из последних грандиозных строительств можно взять реконструкцию на Почтовой площади. Простой анализ того, что строят под девизом "Избавим Почтовую площадь от пробок!", показывает, что выгодным строительство является разве что для владельцев и проектантов ТРЦ, который расположится под площадью, и для которого, как говорят эксперты, собственно и затевался весь сыр-бор.
"Для автомобилистов там сделали эстакаду и таким образом забрали два светофора с площади. Но на самом деле там не появилось новых направлений, новых разворотов, и автомобилисты будут вынуждены поворачивать под прямым углом и так же стоять в пробке на этой площади", - отмечает Ирина Бондаренко, представительница Ассоциации велосипедистов Киева, которые, в силу своего хобби вынуждены заниматься и транспортом в целом.
Лозунг "Сделаем Почтовую доступной для пешеходов!" оказался еще более далеким от действительности. Ведь пешеходам, инвалидам и велосипедистам предлагают проталкиваться к площади и набережной через единственный переход. Сначала он планировался в 6 м в ширину, потом уменьшился вдвое. Туда же будут стекаться и пассажиры метрополитена, и пешие посетители будущего ТРЦ.
Все эти "удобства" обошлись киевлянам более чем в полмиллиарда гривен. "Стоимость Почтовой площади - 543 млн грн. Мы посчитали, сколько можно было бы построить велодорожек за эти деньги. Оказалось - 1160 км. Это если бы весь Киев застроить выделенными велодорожками из красного асфальта, кроме придомовых проездов", - обозначает приоритеты городских властей Бондаренко.
Жить в Киеве непросто как счастливым обладателям собственного авто, так и тем, кто вынужден передвигаться по городу пешком или на общественном транспорте. На весь Киев задекларирована всего одна пешеходная зона – на улице Сагайдачного. По остальным улицам города люди частично ходят, а частично вынуждены либо учиться летать, либо рисковать жизнью. Из-за катастрофической нехватки парковок уже привычной стала картина полностью заставленных автомобилями тротуаров, где не то, что с коляской пройти – боком протиснуться невозможно.
Общественный транспорт простаивает в пробках точно так же, как и остальные машины. Робкие попытки создать выделенные полосы для общественного транспорта на 6 улицах в центре Киева давно заброшены. "На полосах для общественного транспорта сейчас либо паркуются машины, либо они там ездят - и автобусы не могут проехать. Логично было бы отделить эти полосы общественного транспорта физически, чтобы автобусы спокойно проезжали, но такое не предусмотрено в строительных нормах, на дороге не должно стоять никаких препятствий для автомобилей. Оштрафовать тех, кто паркуется на полосах общественного транспорта также нельзя, потому что нельзя штрафовать того человека, которого нет за рулем. Не на кого выписать штраф", - говорит Бондаренко.
Бывшая "зеленая столица"
Многих киевлян до дрожи в коленках бесят хаотично расставленные по всему городу МАФы. Ведь это не только место, где дети легче всего могут достать алкоголь или сигареты. Это еще и мусор, который, к сожалению, далеко не все владельцы МАФов утруждаются убирать. К тому же, МАФы – одна из причин, почему Киев все дальше уходит от былой славы зеленого города. Незаконные строения ставят на газонах, ради них вырубают деревья и кусты.
Конечно, объемы такого уничтожения окружающей среды и рядом не стояли с тем, что делается при застройке жилых домов. Жертвами неравного сражения с большими деньгами уже пали многочисленные скверы и парки столицы. Поэтому киевлянам далеко не всегда есть, где прогуляться с детьми возле дома.
Еще большую проблему экологи видят в участившихся посяганиях на лесопарковые зоны Киева со стороны соседних поселков. Это и 4 тыс. га Беличанского леса, которые выделил под застройку Коцюбинский поселковый совет, и претензии Гостомеля на одно из лесничеств Святошинского лесохозяйства, и Жуков остров, который потихоньку раздает Козинский поселковый совет в Обуховском районе.
Выделенные участки сразу же вырубаются. А то, что не вырубили нахальные соседи – уничтожают сами же киевские власти. "Киевзеленстрой" вырубает киевские леса и продает как коммерческое сырье, древесину. Все это делается под видом оздоровительных мер в лесах и сплошных санитарных вырубок. Зеленстроевцы оценивают лес, пишут, что деревья повреждены короедом или еще чем-то - и эти участки вырубают полностью", - говорит Александр Соколенко, представитель Национального экологического центра.
Смог по имени "воздух"
Пусть вырубка леса не особо беспокоит определенную часть жителей Киева – но их уж точно касается то, каким воздухом они дышат. А ведь деревья не зря называют "зелеными легкими". И чем их меньше (учитывая постоянно возрастающее количество автомобилей и несколько откровенно опасных для здоровья и экологии промышленных производств в столице) – тем меньше та субстанция, которую вдыхают киевляне, напоминает воздух. И тем больше болеют жители города.
По данным Центральной геофизической лаборатории Украины, которая замеряет загрязненность воздуха на 16 постах в Киеве, столичный воздух перенасыщен опасными токсичными веществами и канцерогенами. "В Киеве стабильно на этих постах фиксируются повышенные концентрации таких вредных веществ токсичных, как диоксид азота, оксид серы, а также такие канцерогены, как формальдегид и бензопирен. Причем концентрации бензопирена - одного из самых опасных канцерогенных веществ в мире, вызывающего мутации и онкозаболевания - превышают граничные допустимые концентрации по всех постах в 2-3 раза", - говорит Соколенко.
Менее всего загрязнен воздух в районе Гидропарка, Багриновой горы, проспекта Науки и окружности ДВРЗ. Тяжелее всего дышать на Бессарабской площади (самое грязное место в городе), Московской площади, Оболонском проспекте, площади Победы и проспекте Победы, улицах Телиги, Довженко, Попудренко.
Мы - то, что мы пьем?
Не менее серьезной проблемой остается загрязненность Днепра, которая оценивается на 3 балла из 4 возможных. "По таким составляющим, как аммонийный азот, нитритный азот, фенолы, соединения цинка, железа, меди и марганца в десятки раз превышают граничные допустимые концентрации. Эта вода для питья непригодна, и использовать ее можно только в технических целях. Но половина Киева использует днепровскую воду как питьевую", - говорит Соколенко.
Не в последнюю очередь виновны в такой ситуации плавучие рестораны и возведенные в Гидропарке кафе, которые либо сливают свою канализацию прямиком в Днепр, либо используют для этой цели ливневую канализацию, откуда фекалии попадают в реку. А дальше в них купаются отдыхающие, рискуя подхватить целый букет болезней, или все это подается в квартиры в качестве питьевой воды.
В конце 2012 года ООН обнародовала результаты рейтинга самых комфортных городов. При его составлении оценивались экономические показатели, качество жизни, экология и инфраструктура. Киев занял 34-е место в этом рейтинге, на 9 ступенек его опередила Москва. Результат неутешительный. Но кроме Киева ни один из украинских городов вообще в этот рейтинг не попал.
Поэтому, несмотря на все неудобства, столица Украины, все-таки, далеко не худшее место для жизни. Надо просто приложить некоторые усилия для того, чтобы в нем было действительно комфортно жить.