• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Как изменится украинский топливный рынок в 2014 году
    2014-01-15 09:00:50

    В стране заметно растет потребление дизтоплива и сжиженного газа, применяемого как топливо в автомобилях. В чем проигрывают украинские продавцы бензина?

    За 11 месяцев минувшего года, по данным Министерства энергетики и угольной промышленности, в стране было реализовано 9,2 млн тонн светлых нефтепродуктов. Это на 2% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2012 года. Спад в потреблении топлива отчетливо проявил не новую уже тенденцию: в стране растут продажи "дизеля" и сжиженного природного газа, тогда как реализация бензинов сокращается. Этот же тренд, по мнению экспертов, будет отличать и 2014 год.

    "Дизельное" ускорение

    Минувший год для сегмента дизельного топлива (ДТ) внешне сложился в русле общей тенденции. По данным Госстата, в январе-ноябре 2013 года его потребление в Украине сократилось на 1,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) — до 5,45 млн тонн. Невзирая на эти показатели, на 2014 год эксперты намечают для этого сегмента заметный рост. Определяющим фактором в данном случае выступает ситуация, сложившаяся на автомобильном рынке Украины.

    В последние три-четыре года популярность автомобилей с дизельным двигателем в нашей стране значительно возросла. По данным сайта AUTO-Сonsulting, к завершению 2013-го каждый пятый автомобиль, продаваемый в Украине, был оборудован именно дизельным двигателем. За десять месяцев прошедшего года в стране было реализовано 33,43 тыс. таких авто или 19,6% от всего объема продаж. В 2011-м эта ниша занимала всего около 10%. (Для сравнения — в Евросоюзе на продажи дизельных авто приходится порядка 60% рынка).

    При объеме рынка в 2014 году на уровне 215 тыс. единиц, доля дизельных авто составит уже 28%, прогнозируют рыночные эксперты. Столь позитивная динамика объясняется "денежным моментом". Во-первых, в прошлом году в Украине были введены пошлины на автомобили с бензиновым двигателем, из-за чего подорожал ряд иномарок. Это прямо влияет на выбор в пользу "дизеля", который в последние годы делает часть украинских покупателей автомобилей.

    Во-вторых, сказывается и сравнение в цене между двумя видами топлива, опять же — не в пользу бензина, говорит директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн. В госпредприятии "Держзовнишинформ" (ДЗИ) приводят такие данные: на 10 января 2014-го средняя стоимость ДТ по Украине составляла 9,4 грн/литр, тогда как бензина марки А95 — 10,43 грн/литр.

    С учетом этих обстоятельств, эксперты отрасли прогнозируют увеличение спроса на "дизель" и в 2014 году. Заместитель директора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев отмечает, что в текущем году объем потребления дизельного топлива в Украине составит более 6 млн тонн, из которых около 4,6 млн будут импортированы. По его оценкам, на фоне общего снижения в секторе (на 1-2% год к году), сегмент ДТ в 2014-м, напротив, покажет рост на 7% в сравнении с 2013-м. Причем этот показатель увеличится преимущественно за счет дизтоплива отечественного производства.

    Украинский топливный рынок до последнего времени остается импортозависимым. По данным Госстата, за январь-ноябрь 2013-го украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) произвели 893 тыс. тонн ДТ при общем его потреблении в стране за тот же период в 5,45 млн тонн. В нынешнем году ситуация может резко измениться.

    Так, в конце сентября 2013-го, после 3-хлетнего простоя был запущен Одесский НПЗ, способный обеспечить 15% украинского потребления дизельного топлива. А в мае-июне 2014-го ожидается пуск Лисичанского НПЗ. В целом же эксперты прогнозируют на этот год рост внутреннего производства дизеля всех марок в два раза, до 1,7 млн тонн. Сокращение импорта ДТ может составить около 4% — при оценочном объеме его ввоза в 2013-м на уровне 4,8 млн тонн.

    "Бензиновое" падение

    За 11 месяцев-2013 украинский бензиновый рынок "просел" на 5,5%, составив 3,7 млн тонн топлива различных марок. При этом отечественный выпуск бензинов демонстрирует явный спад. По информации Госстата, за январь-ноябрь 2013-го украинские НПЗ произвели 891,9 тыс. тонн данного продукта — на 41% меньше в сравнении с АППГ. В текущем году сегмент может сократиться на 5% в сравнении с 2013-м — именно за счет ценовой вилки с "альтернативными" бензинам видами топлива, утверждает Куюн.

    По его мнению, с увеличением внутреннего производства бензина, который в 2014-м может занять до трети украинского рынка (около 1,3 млн тонн), сократится и объем импорта этого вида топлива — более чем на 400 тыс. тонн. В первую очередь, это отразится на "Белорусской нефтяной компании", чьи ежегодные поставки бензина в Украину колеблются в пределах 1,3-1,5 млн тонн, предполагает руководитель "А-95".

    В "украинском бензиновом уравнении-2014", однако, присутствует одно неизвестное — вступление с 1 января нынешнего года законодательной нормы о добавлении в продукт 5% биоэтанола (проще говоря — спирта). Но ни стандартов, ни разработанных нормативных актов, регламентирующих качество нового продукта, пока не принято. В ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" не исключают, что в силу ряда причин это законодательное требование может привести к удорожанию бензинов, реализуемых в стране — более чем на треть против нынешних ценовых уровней.

    "Сжиженные" перспективы

    Бензиновый сегмент подстерегает опасность с еще одной стороны: все сильнее "заявляют" о себе продажи еще одного конкурирующего топливного продукта — сжиженного газа (смесь пропана и бутана технических; СПБТ). За девять месяцев прошлого года, по данным Украинской ассоциации сжиженного газа (УАСГ), данная разновидность топлива в общей структуре потребления на авторынке занимала долю в 9,1%. А по расчетам "А-95", в 2013-м объем потребления пропан-бутана в автомобильном и коммунально-бытовом секторах превысил 915 тыс. тонн — на 10% больше, чем в 2012-м.

    Позапрошлый год для "газового" сегмента отечественного рынка автомобильного топлива был не лучшим. По данным УАСГ, в 2012 году в стране было произведено 558 тыс. тонн сжиженного газа, импортировано — 556 тыс. тонн. В сравнении с рекордным по потреблению топлива 2011 годом продажи этого продукта сократились на 3%, до 823,5 тыс. тонн.

    В нынешнем году, по ожиданиям отраслевых экспертов, ситуация в сегменте выправится. Потребление СПБТ украинскими автомобилистами в текущем году может достигнуть 1 млн тонн, прибавив в сравнении с прошлым годом 9%. "Но такая динамика возможна только при сохранении низкой стоимости этого топлива. В обратном случае, потребление может возрасти незначительно — до 920-930 тыс. тонн", — подчеркивает Куюн.

    По информации ДЗИ, средняя розничная цена пропан-бутана на АЗС Украины на 10 января составляла 6,42 грн/литр при стоимости литра А95 в 10,43 грн. Летом прошлого года же, разница в цене между сжиженным газом и бензином составляла более 50%, конкретизируют в "А-95". По словам аналитика компании UPECO Александра Сиренко, в 2013-м примерно 3% потерь бензинового сегмента пришлось именно на СПБТ. "В основном на газ переходят те, кому приходится много ездить — таксисты, перевозчики грузов. Но это направление становится популярным и среди обычных граждан", — рассказывает Сиренко.

    Помимо сравнительно низкой цены привлекательности сжиженному газу добавляет и развитие в стране инфраструктуры его продаж. Официальная статистика по количеству автогазозаправочных станций (АГЗС) в Украине отсутствует. По экспертным оценкам, к завершению 2013-го по всей стране насчитывалось свыше 2500 газовых модулей, половина из которых установлена крупными сетями АЗС. В сравнении с 2008 годом этот показатель удвоился.

    В целом представители УАСГ прогнозируют, что в среднесрочной перспективе рост украинского потребления сжиженного газа достигнет 1,5 млн тонн в год (почти на 40% больше против прошлогоднего показателя — Ред). Схожие цифры — в перспективе до 2020 года — оглашали и представители "Роснефти" в ноябре 2013 года на конференции Ukrainian Petroleum.

    "Серый" момент

    Падение в бензиновом сегменте украинского рынка могут затормозить разве что меры по искусственному удорожанию иных видов автотоплива. Осенью-2013 в парламент был внесен законопроект, предусматривающий повышение акцизов на дизельное топливо с 50 до 198 евро за тонну. Это может привести к росту его розничной цены на 1,5 грн/литр, указывают отраслевые эксперты.

    У подобных мер, впрочем, есть и обратная сторона. Высокая стоимость топлива провоцирует еще одну проблему в виде тенизации украинского рынка нефтепродуктов. Эксперты утверждают, что около 20% на нем занимают "серые" производители дизтоплива и бензина, содержащие мини-НПЗ. Легальные продавцы топлива не раз уже выражали обеспокоенность такой ситуацией, но к ощутимому "сокращению тени" на рынке эти жалобы пока не приводят.

    Любомира Ремажевская

    Инф. delo.ua

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.