• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • "Экспресс-банку" ничего не светит
    2006-05-29 12:20:00

    Небольшое финучреждение пытается задержать "Укрзалізницю" из последних сил

    На прошедшей неделе так и не состоялось судебное заседание по иску "Экспресс-банка" против "Укрзалізниці". Финучреждение, напомним, требует в судебном порядке расторгнуть соглашение, заключенное между "Укрзалізницею" и "ПриватБанком". Мотивация — не был проведен тендер по выбору банка. "Укрзалізниця" же утверждает, что, согласно законодательству, тендер при закупке банковских услуг не обязателен. Вместе с тем генеральный директор "Укрзалізниці" Василий Гладких уже заявил, что конкурс, по итогам которого будет выбран банк для обслуживания "Укрзалізниці", состоится. Правда, шансов выиграть его у "Экспресс-банка" маловато.

    Суть конфликта
    Конфликт между "Экспресс-банком" и "Укрзалізницею" зародился еще в начале апреля. Тогда одно из информационных агентств распространило информацию о том, что "ПриватБанк" открыл "Укрзалізниці" долгосрочную кредитную линию на 360 млн. грн. Такие сведения якобы предоставил информагентству некий "источник в "Укрзалізниці", естественно, пожелавший остаться неназванным. Что за "источник" поделился с журналистами этим бредом, мы, видимо, так никогда и не узнаем, однако эффект он произвел, подобный бомбе замедленного действия. Практически в тот же день генеральный директор "Укрзалізниці" Василий Гладких распространенную информацию опроверг, сообщив, что между администрацией железной дороги и "ПриватБанком" было подписано лишь соглашение о намерениях — банк засвидетельствовал свою готовность перекредитовывать "Укрзалізницю" под более низкий процент, а также осуществлять зарплатный проект. Однако этих объяснений слышать уже никто не хотел.

    Через несколько дней в одном из центральных деловых изданий появляется информация о том, что все предприятия и сотрудники "Укрзалізниці" переходят на обслуживание в "ПриватБанк". Как говорилось в сообщении, соответствующий договор между "Укрзалізницею" и "ПриватБанком" уже подписан, и, более того, сотрудники "Укрзалізниці" уже не могут снять зарплату в банкоматах "Экспресс-банка", обслуживавшего железнодорожников раньше. Как позже выяснилось, эта информация также не соответствовала действительности. "Основные операции у нас по-прежнему идут с "Экспресс-банком", — заявил тогда генеральный директор "Укрзалізниці" Василий Гладких. Что же касается "ПриватБанка", то Василий Гладких отметил, что "Укрзалізниця" готова развивать с ним сотрудничество в той области, в которой у банка есть опыт, — в предоставлении сотрудникам железной дороги кредитных карт.

    "Человеку, чтобы во Львове снять деньги, нужно идти в пассажирское депо, в котором всего двух или в трех местах банкоматы принимают карточки "Экспресс-банка". Это большие неудобства для железнодорожников, — говорит Василий Гладких. — Поэтому по зарплатному проекту мы будем работать со всеми банками, и даже не мы, а банки должны работать с нашими людьми, предлагать для них лучшие условия".

    А, собственно, почему бы и нет? Ведь если раньше, вплоть до 2005 года, "Экспресс-банк" действительно был банком железнодорожников ("Укрзалізниці" принадлежало 59,7% акций этого финучреждения), то на сегодняшний день он является обычным коммерческим банком. Причем даже не входящим в категорию крупных. И почему "Укрзалізниця" должна продолжать обслуживаться исключительно в нем даже себе в ущерб?

    Кстати, хитрый переход "Экспресс-банка" из государственной ("Укрзалізниця"-то — государственное предприятие!) собственности в частную — отдельный вопрос, требующий более детального изучения. Причем изучения не прессой, а компетентными органами. Ведь благодаря дополнительной эмиссии (стандартный, впрочем, ход, апробированный в украинской экономике далеко не единожды), которая составила 26 млн. грн., государственное предприятие мгновенно превратилось из владельца контрольного пакета в миноритарного акционера, пакет которого едва превышает 17%. И произошло это, заметьте, не во времена "бандитского режима", а совсем, можно сказать, недавно, в 2005 году.

    Вот и получается, что "банком железнодорожников" "Экспресс-банк" не является, зарплатный проект нормально обслуживать не может, да и кредитовать своего клиента не в состоянии, потому как с активами в чуть более полутора миллиардов гривен (31-е место среди украинских финучреждений по рейтингу Ассоциации украинских банков) прокредитовать в достаточном объеме такое огромное предприятие, как "Укрзалізниця", просто невозможно, поскольку существует ограничение на размер выдаваемого кредита. В результате клиенту "Экспресс-банка" "Укрзалізниці" приходится месяцами выпрашивать достойные займы у крупных банков.

    Кроме того, "Экспресс-банк" фактически сам констатировал свою ненадежность, заявив, что в случае ухода "Укрзалізниці" его ожидает банкротство. А если к этому добавить еще и тот факт, что контролировать деятельность финучреждения "Укрзалізниця" уже не может, то как вообще можно говорить о размещении в нем, к примеру, международных займов? Ведь "Укрзалізниця" — государственное предприятие. А значит, расплачиваться "в случае чего" придется государственному бюджету. То есть всем нам с вами.

    Однако "Укрзалізниця" — чрезвычайно выгодный клиент. И "Экспресс-банк" воспринимает ее не как клиента-партнера, а исключительно как источник собственного дохода. Как говорят банкиры, только на одних остатках на счетах такого предприятия можно жить припеваючи. Не говоря уже о депозитах железнодорожников и комиссионных за миллиардные совокупные обороты предприятия. Поэтому терять такого клиента для любого коммерческого банка крайне невыгодно. Тем более для банка сравнительно маленького. В "Экспресс-банке" оценили ситуацию и решили, что лучшая защита — это нападение.

    Судебное разбирательство
    Вот и посыпались от "Экспресс-банка" многочисленные жалобы во всевозможные инстанции, начиная от прокуратуры и заканчивая судом. Прокуратура встала на сторону финучреждения, потребовав от Министерства транспорта и связи разорвать подписанный в начале апреля договор между "Укрзалізницею" и "ПриватБанком". Это, нужно признать, довольно странно. Ведь, как уже отмечалось, между "Укрзалізницею" и "ПриватБанком" был заключен не договор, а соглашение о намерениях. И разница здесь весьма существенна. Если договор предполагает осуществление сторонами конкретных действий, то соглашение о намерениях лишь констатирует готовность к таким действиям. Причем их осуществление, как правило, требует дальнейшего заключения договора.

    Дальше — больше. Решив, видимо, применить тяжелую артиллерию, "Экспресс-банк" подал иск в Хозяйственный суд города Киева. Аргументация следующая: "Укрзалізниця" является государственным предприятием и, следовательно, обязана закупать товары, работы и услуги, в том числе и финансовые, в соответствии с Законом "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства". То есть на основе тендера. А перед заключением соглашения с "ПриватБанком" тендер проведен не был. Следовательно, это соглашение подлежит расторжению.

    Суд принял дело к производству. К сожалению, прогнозировать какой-либо исход этого дела еще рано, так как не состоялось даже первое заседание, которое было назначено на вторник, 23 мая. Однако "Укрзалізниця" утверждает, что при совершении закупки банковских услуг процедуру, предусмотренную в Законе "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства" (то есть тендер), она может, согласно тому же закону, не применять.

    Вместе с тем на своей последней пресс-конференции Василий Гладких заявил, что банк, который будет обслуживать железнодорожников, и без судебного решения будет выбираться на конкурсной основе. Причем уже в ближайшее время. И можно надеяться, что вся история с финансовым обслуживанием "Укрзалізниці" закончится вполне благополучно. По крайней мере для железнодорожников. А вот вопрос с "Экспресс-банком" остается открытым, поскольку у него вряд ли есть шанс выиграть тендер, на который он так уповает во время судебного разбирательства. Впрочем, у "Экспресс-банка" есть и еще один шанс — передать "Укрзалізниці" недостающую для контрольного пакета часть акций. "Тогда у "Укрзалізниці" будет возможность по крайней мере контролировать работу банка и судьбу своих собственных денег", — говорят железнодорожники.

    Инна Нахабина

    Инф. versii

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.