Великие потрясения в Украине серьезно ударили по рынку "зеленых" товаров. Особенно это ощутимо в Киеве, где у постоянных клиентов эко-магазинов — чиновников и бизнесменов — вопросы полезного питания отошли на второй план. Что поставило на грань банкротства частных предпринимателей, вложившихся в открытие таких торговых точек на волне популярности эко-движения.
За потерей потеря
Продавцы экологически чистых продуктов питания переживают сложные времена. С началом революции, обнажившей катастрофическое состояние экономики в стране, продажи "зеленых" товаров просели на 50–70%. Наибольшие потери несут столичные предприниматели, которые в последние несколько лет активно вкладывались в эко-бизнес, стремительно набиравший обороты.
"За последний месяц продажи товаров у нас упали примерно на 60–70%", — рассказал "ДС" представитель магазина "Эко-лавка" на Печерске в Киеве, который попросил не называть его. Похожие проблемы переживают и другие магазины сети, где продажи упали на 40–50%, а также их конкуренты.
Например, виртуальный рынок натуральных продуктов "Из деревни", который специализируется на доставке "чистой" еды на дом, после обострения противостояния на Майдане был вынужден прекратить доставку товаров клиентам. И до сих пор объем его заказов не восстановился до дореволюционного уровня.
Причина такого положения проста — состоятельным киевлянам, постоянным клиентам эко-магазинов, стало не до здоровой пищи. "Политики и чиновники из прошлой команды уехали из Киева или залегли на дно. Среди них было много наших клиентов", — рассказал "ДС" на условиях анонимности владелец столичного магазина натуральных продуктов питания.
Еще одна потерянная группа завсегдатаев "зеленых" лавок — представители среднего класса, значительная часть которых активно поддержала революцию. С обострением противостояния им стало просто не до чистых товаров, а после резкой девальвации гривни и повышения цен на товары первой необходимости приоритеты были расставлены сами собой.
В начале пищевой цепочки
До событий на Майдане рынок чистых продуктов питания развивался достаточно бурно. По словам директора проекта "Из деревни" Владимира Демяненко, за последний год он увеличился более чем вдвое. Другие участники рынка говорят о троекратном росте. Впрочем, назвать этот рынок "зеленым" можно весьма условно.
"Примерно 50% товаров, которые продают на рынке, это фальсификат — обычные магазинные продукты", — утверждает Демяненко. Но и другие 50% тоже нельзя считать абсолютно чистыми. Большую часть продуктов питания поставляют фермерские хозяйства, которые не редко балуются и пестицидами, и гормонами роста.
И лишь незначительная часть эко-продуктов (не более 10%) действительно "зеленые". При этом уличить в обмане продавцов очень сложно. В Украине сегодня нет работающей законодательной базы в этой сфере. А проводить европейскую сертификацию украинские фермеры и продавцы "зеленых" товаров не спешат из-за ее дороговизны (траты могут измеряться десятками тысяч евро).
Поэтому в лучшем случае покупатель в эко-магазине может приобрести овощи, молоко и мясо с меньшим, чем в супермаркете, содержанием вредных веществ. А поскольку большая часть клиентов эко-магазинов обычно не интересуется сертификатами качества продуктов, стоящих вдвое-втрое дороже обычных и верит продавцам на слово, такое положение до последнего времени устраивало всех.
Настолько стремительного обвала, который наблюдается на рынке сейчас, продавцы эко-продуктов не ожидали. Мода на них была такой сильной, что за последний год почти все крупные торговые сети обзавелись специальными "зелеными" полками и активно развивались эко-франшизы. Например, по итогам прошлого года сеть "Эко-лавка" разрослась в Киеве до 31 магазина (из них 19 — на условиях франчайзинга).
Партнерами проекта "Из деревни" стали бизнесмены из Киева, Севастополя, Луганска, Запорожья и Днепропетровска. Правда, с началом революции два проекта в Запорожье и Днепропетровске закрылись. По данным "ДС", их франчайзи просто покинули Украину.
Успех франшиз в сфере "зеленых" продуктов питания до недавнего времени объяснялся просто: покупателям франшиз обещали быструю окупаемость (полгода-год) за счет высоких наценок на товар, достигающих в среднем 50%, при относительно небольших вложениях в бизнес — от 50 тыс. грн., и ежемесячном платеже на уровне 5–6% от оборота. Что привлекло в эту сферу много частных предпринимателей, большая часть которых сейчас не вылезает из убытков.
Дальнейшие перспективы рынка остаются крайне туманными. Политический кризис не преодолен, экономика находится в коллапсе, в связи с чем высокий потенциал эко-бизнесу прочат только единичные продавцы франшиз. Они утверждают, что сегодня такие товары занимают всего 1% рынка и потенциал роста у них "колоссальный". Но на деле продажи эко-франшиз с начала года в стране почти полностью прекратились. Вхождением в этот бизнес, где предложение многократно превышает спрос, уже никто не интересуется.
e-finance.com.ua