Вкладчики ликвидируемых банков могут не дождаться обещанных государством страховых выплат в размере до 200 тыс грн.
У Фонда гарантирования вкладов физлиц - ФГВФЛ - на это нет денег.
Активы учреждения на 1 июня 2014 года составляли 6,8 млрд грн, но это фикция.
Согласно закона "О системе гарантирования вкладов физлиц" размер средств фонда не может быть ниже 2,5% от суммы всех депозитов, гарантированных государством.
На начало июня 2014 года под гарантии фонда попадает 228 млрд грн из 425 млрд грн всех депозитов физлиц. То есть фонд не имеет права допустить, чтобы его активы сократились до отметки меньше 5,7 млрд грн.
Другими словами, сейчас фонд может потратить на выплаты всего 1,1 млрд грн. Для сравнения: только в мае 2014 года он потратил на выплаты 1,4 млрд грн. Это в несколько раз больше регулярных взносов, которые платят фонду банки-участники за квартал.
При этом уже известно, что по банкам, которые находятся в стадии ликвидации, включая Брокбизнесбанк и банк "Форум", задолженность государства по вкладам до 200 тыс грн достигла 5-6 млрд грн.
Именно поэтому фонд недавно обратился в НБУ с просьбой выделить ему кредит в размере 4,2 млрд грн для проведения выплат.
Однако по состоянию на 16 июня регулятор так и не выдал фонду займ. Возможно, он не будет выделен и в ближайшем будущем. Дело в том, что по законодательству НБУ имеет право выдавать фонду только краткосрочные ссуды.
В ФГВФЛ надеются, что кредит будет выделен минимум на год, но в Нацбанке, похоже, сомневаются, что фонд вернет эти деньги вовремя. Пока там думают, как обезопасить себя от ответственности за выдачу заведомо невозвратного кредита.
Тем более, что по рынку поползли слухи об отставке главы НБУ Степана Кубива. Скорее всего, он не хочет брать на себя ответственность за выдачу столь крупного займа и попытается переложить эту проблему на своего сменщика.
По подсчетам фонда речь идет о 4,2 млрд грн. Однако кредит - не безвозвратная помощь. Его надо как-то возвращать.
За всю историю существования ФГВФЛ выплатил вкладчикам 44 банков 7,7 млрд грн компенсации. При этом вернуть в казну за счет ликвидации этих банков удалось всего 3,6% от выплаченных компенсаций, то есть около 300 млн грн.
В фонде неофициально утверждают, что обычно на ликвидацию к ним попадают не банки, а "пустышки", из которых все уже "выведено" и украдено. В первую очередь, это касается ликвидных залогов и кредитов, выданных инсайдерам. Не секрет, что часть активов банков растворяется и в ходе самой ликвидации.
Так было, например, с банком "Таврика". На момент введения туда временной администрации активы финучреждения составляли 4,9 млрд грн, а ликвидационная масса банка в итоге составила всего 200 млн грн.
Другой яркий пример - "ЭРДЭ банк". Из 457 млн грн, выплаченных фондом вкладчикам, вернуть за счет продажи его активов удалось всего 13,5%.
Фонд на своєму сайті публікує подяки вдячних вкладників за повернені гроші. |
То есть ликвидация банков - дело заведомо убыточное. Из предстоящих к выплате 4,2 млрд грн по депозитам проблемных финучреждений фонд сможет вернуть максимум 10-12% за счет распродажи активов.
Таким образом, "дырка" в балансе самого фонда до конца 2014 года может вырасти до 3,8 млрд грн. То есть кредит Нацбанка окажется невозвратным.
Конечно, такой кредит может быть пролонгирован или возвращен при условии выдачи нового в таком же размере. Однако вряд ли это понравится международным аудиторам и МВФ, которые проверяют такие операции НБУ.
Кроме того, выдачей заведомо невозвратных кредитов НБУ в будущем могут заинтересоваться и правоохранительные органы.
Вторым способом исполнить требования закона относительно неснижаемого остатка в фонде может быть его финансирование за счет госбюджета. В законе о госбюджете-2014 такие расходы не предусмотрены, поэтому ФГВФЛ рассчитывать на дотации пока не приходится.
2 июня народный депутат Валерий Дубиль зарегистрировал в Верховной раде законопроект, который позволит Кабмину выпустить ОВГЗ и обменять их на векселя, выпущенные ФГВФЛ.
Срок погашения таких векселей в документе не оговаривается. Схема финансирования выглядит странно. В том плане, что фонду придется погасить эти векселя живыми деньгами. Где он их возьмет - пока никому не известно.
Бюджетный комитет парламента рекомендовал принять этот законопроект только в том случае, если сначала будет принят другой законопроект. Этот весьма одиозный документ вряд ли будет утвержден. Он вводит ответственность банков за "манипулирование на денежно-кредитном рынке".
Кроме того, авторы хотят обязать акционеров банка и его руководство отвечать по долгам учреждения всем своим имуществом. Законопроект также расширяет полномочия фонда и дает ему право выпуска финансовых векселей.
2 июня Главное научно-экспертное управление парламента дало негативное заключение на этот законопроект и рекомендовало его доработать.
Таким образом, фонд попал в замкнутый круг. Без законодательных изменений он не может рассчитывать на бюджетное финансирование, а сам законопроект точно не будет принят парламентом, так как задевает интересы влиятельных депутатов.
Скорее всего, именно поэтому НБУ не выдает фонду кредит. Пока что нет никаких гарантий, что он сможет рассчитаться по своим долгам.
Председатель НБУ Степан Кубив и директор-распорядитель ФГВФЛ Василий Пасечник на письменные вопросы ЭП не ответили.
e-finance.com.ua