19-го сентября 2014 года, в Министерстве экономического развития и торговли Украины состоялось заседание апелляционной комиссии, на котором было принято решение о том, что представители Министерства инфраструктуры Украины имеют право принимать участие в работе комиссии по предоставлению и аннулированию прав на эксплуатацию воздушных линий. Об этом авиакомпании МАУ стало известно из статьи «Мининфраструктуры удалось сохранить влияние на авиарынок», опубликованной в газете «Капитал» от 22 сентября 2014 года (автор Дмитрий Уляницкий).
По сведениям издания на заседании присутствовали представители Министерства экономического развития и торговли Украины, Министерства инфраструктуры Украины, Государственной службы Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства, а также «независимые эксперты отрасли гражданской авиации». В число последних автором материала были включены юристы, которые представляют интересы авиакомпаний, являющихся заинтересованными сторонами в конфликте, в частности, авиакомпании «Атласджет Украина». При этом инициаторы разбирательства – представители Государственной авиационной службы Украины и авиакомпании «Международные Авиалинии Украины» – к участию в заседании апелляционной комиссии приглашены не были.
По мнению МАУ факт проведения вышеупомянутого заседания свидетельствует о нежелании Министерства инфраструктуры Украины утратить контроль над предоставлением прав на эксплуатацию воздушных линий, несмотря на то, что, согласно законодательству Украины, такая функция не входит в юрисдикцию министерства. Решение апелляционной комиссии, принятое на основании аргументов только одной из заинтересованных сторон, свидетельствует о непрозрачности работы данной комиссии и лоббировании чиновниками Министерства инфраструктуры интересов отдельных игроков авиационного рынка.
Таким образом, авиакомпания МАУ считает, что решение комиссии Министерства экономического развития и торговли Украины об удовлетворении апелляции Министерства инфраструктуры Украины является неправомерным. В авиационной отрасли, основной задачей которой является обеспечение безопасности полетов и пассажиров, нарушения и конфликты нормативно-правовых документов либо дублирование функций органов исполнительной власти категорически недопустимы.
Согласно Воздушному кодексу Украины (ст. 94, п. 4, ст. 11), порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий определяется авиационными правилами Украины, устанавливаемыми уполномоченным органом гражданской авиации, каковым является Государственная авиационная служба Украины. В компетенцию же Министерства инфраструктуры Украины входит принятие нормативно-правовых актов, направленных на формирование государственной политики в сфере гражданской авиации за исключением авиационных правил Украины.
Авиакомпания МАУ уверена, что неукоснительное соблюдение норм законодательства и четкое размежевание регуляторных функций в области гражданской авиации не может быть объектом коммерческой заинтересованности отдельных авиакомпаний, а является необходимым условием обеспечения нормальной жизнедеятельности транспортной инфраструктуры Украины в целом и авиационной отрасли в частности. Наличие правовых конфликтов в этой области может иметь серьезные негативные последствия.
Авиакомпания МАУ убеждена, что манипулирование нормами действующего законодательства в пользу отдельных коммерческих структур и лоббирование их интересов государственными чиновниками должно стать предметом особого внимания со стороны тех институтов, которые призваны реализовывать нормы недавно принятого Закона Украины «О люстрации».
Авиакомпания «Международные Авиалинии Украины»
e-finance.com.ua