ЕБРР вводит в действие новую «Экологическую и социальную политику», «Политику информирования общественности» и «Орган по рассмотрению жалоб в связи с проектами»
---------
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) ввел в действие три новые политики, каждая из которых вводит в действие новые положения, направленные на обеспечение большей степени открытости и отчетности.
Это «Экологическая и социальная политика», «Политика информирования общественности» и «Орган по рассмотрению жалоб в связи с проектами».
Эти стратегии и механизмы, которые регулярно пересматриваются, были приняты Советом директоров ЕБРР в мае 2014 г. и вступили в силу 7 ноября. Они включают в себя новые положения, которые улучшают способы взаимодействия ЕБРР и общественности как на местном, так и на глобальном уровнях, в отношении текущих и будущих проектов.
Президент ЕБРР сэр Сума Чакрабарти сказал: «Приоритетом ЕБРР, и моим приоритетом, как президента Банка, является разработка устойчивой, прогрессивной политики. В связи с этими тремя стратегиями мы провели беспрецедентные широкомасштабные консультации. Стратегии, разработанные по их итогам, помогут Банку более эффективно слушать и сотрудничать со всеми, чью жизнь мы стремимся улучшить благодаря своей работе, а также со всеми партнерами и заинтересованными сторонами».
«Экологическая и социальная политика»
Новая «Экологическая и социальная политика ЕБРР» (ЭСП) применяется к новым проектам, которые будут проходить комплексный аудит после 7 ноября 2014 года. Эта политика отображает эффективную практику обеспечения устойчивости, снижения рисков и прозрачности.
В «Экологической и социальной политике» 2014 года ЕБРР уточняет ряд вопросов, в частности, определение понятия «проект», соответствующие роли и обязанности Банка и его клиентов, и категоризацию проектов.
Ниже приводятся некоторые из самых заметных нововведений:
· Защита животных: проекты, предусматривающие животноводческое производство или переработку продукции, должны соответствовать стандартам ЕС по защите животных.
· Эффективность использования ресурсов: в новой политике оговаривается, что, помимо энергоэффективности, в странах, где работает Банк, критически важным вопросом является экономия воды.
· Влияние на гендерные аспекты: выявление возможностей для развития гендерного равенства и устранение потенциального гендерного дисбаланса на проектном уровне.
· Политика ЕБРР также была усилена в таких областях, как права человека, биоразнообразие и финансовое посредничество, а также охрана здоровья и обеспечение безопасности, которым теперь отведен особый раздел в политике.
«Политика информирования общественности»
«Политика информирования общественности» (ПИО) воплощает в себе стремление ЕБРР к обеспечению высокого уровня прозрачности в его деятельности. Новая ПИО включает в себя ряд усовершенствований, касающихся раскрытия информации. Некоторые из них касаются увеличения объемов информации о потенциальных экологических и социальных последствиях и мер по смягчению последствий деятельности ЕБРР. Другие направлены на расширение консультационных процессов с участием общественности.
В соответствии с этими изменениями, объемы информации, раскрываемой в «Резюме условий проекта» (РСП), будут расширены. РСП по новым проектам категории А (проекты, требующие оценки экологических и социальных последствий) теперь будет ежегодно обновляться. Кроме того, в РСП по проектам в государственном секторе теперь будут включаться показатели влияния на переходные процессы в экономике, а сводная информация о влиянии на переходные процессы в отраслях и регионах будет представлена в Годовом отчете.
Кроме того, туда включаются документы резюме проектов в области технического сотрудничества, не связанных с финансированием ЕБРР, на сумму свыше 300000 евро. Наконец, будут расширены объемы информации о влиянии проектов на переходные процессы в экономике, в частности, публикация рейтингов воздействия на переходные процессы по проектам в государственном секторе.
«Орган по рассмотрению жалоб в связи с проектами»
«Орган по рассмотрению жалоб в связи с проектами» (ОРЖ) — это механизм обеспечения отчетности ЕБРР, который проводит оценку жалоб в связи с проектами, которые финансирует Банк. Отдельным лицам и локальным группам, на которые проекты ЕБРР могут оказывать непосредственное или отрицательное воздействие, а также организациям гражданского общества, он предоставляет способ подачи жалоб или претензий Банку, независимо от банковских операций.
Некоторые из наиболее заметных изменений в ОРЖ:
Жалобу теперь могут подать лица, имеющие не только экономические, но также социальные и культурные интересы на территории проекта.
Процессы регистрации и оценки приемлемости теперь проходят проще.
Для обеспечения доступности ОРЖ в странах, где работает Банк, отчеты ОРЖ (а также все сопутствующие публикации) будут с течением времени переведены на язык той страны, в которой возникла жалоба.