• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • «Защитить «хороших» клиентов от «плохих»
    2006-07-03 08:16:00

    Осенью в Украине начнут работу все три имеющихся в стране кредитных бюро. О том, как будет строиться их работа, сколько будут стоить услуги и какие качественные изменения бюро привнесут на рынок, «Эi» выяснили, пообщавшись с Андреем Кияком, председателем правления Международного бюро кредитных историй, и Томашем Денмарком, региональным менеджером CreditInfo Group Hf (является соинвестором МБКИ и Первого всеукраинского бюро кредитных историй).

    «Эі»: Как давно работает система кредитных бюро (бюро кредитных историй — организации, собирающие информацию о платежах/неплатежах заемщиков по кредитам) в Чехии?
    Т.Д.: Уже три года.

    «Эі»: Отличается ли модель, которая строится в Украине, от существующих в других странах, где вам приходилось работать?
    Т.Д.: Простому сравнению они не поддаются. Построение украинского рынка напоминает аналогичные процессы в Восточной Европе, прошедшие там лет десять назад. Такой же бум розничного кредитования, укрупнение банков, интерес к ним зарубежных инвесторов и, собственно, появление кредитных бюро...

    «Эі»: Можно ли продолжить этот ряд? Чего следует ожидать в Украине?
    Т.Д.: Произойдет увеличение разрыва между малыми и большими банками. У крупных банков количество клиентов будет расти, у мелких — уменьшаться. Первые 5-8 банков в будущем будут играть ощутимо большую роль, чем сегодня. Это естественный процесс консолидации рынка, который сопровождается уменьшением общего числа его участников. Надеюсь, он пойдет естественным путем: через поглощения и слияния. Хотя в некоторых странах я наблюдал, как концентрация капитала заканчивалась банкротством мелких банков. Но конечный результат консолидации — положительный, так как в результате повышается устойчивость банков и, следовательно, стабильность всей банковской системы. Опыт других стран показывает, что вначале банки ориентируются на крупные корпорации, потом наступает бум ритейла, и только уже затем проявляется интерес к среднему сегменту — малому и среднему бизнесу.

    «Эі»: С какими проблемами столкнулся финансовый сектор Восточной Европы во время бума розничного кредитования?
    Т.Д.: Я не видел ни в одной стране, чтобы после начала «бума» его темпы сократились. Да, есть проблемы — клиенты должны осознать свое обязательство вернуть деньги обратно. Клиенту затруднительно прогнозировать свои возможности по возврату — например, из-за болезни или ухудшения финансового положения. Аналогичные трудности возникают и у банков при общении с клиентами. Банки, не научившиеся выделять «плохих» и «хороших» клиентов, теряют свою долю на рынке.

    «Эі»: Были ли на каких-то этапах развития розничного кредитования в Восточной Европе всплески мошенничества?
    Т.Д.: Когда финучреждения стали применять в своей работе различные системы, автоматизируя общение с клиентом, в понимании некоторых людей сложилось такое мнение, что машину проще обмануть, а значит и весь банк. Такое поведение некоторых клиентов подстегнуло рынок к созданию банковского лобби, которое протолкнуло создание законодательных основ для обмена информацией, ранее считавшейся закрытой. Например, стал возможным доступ бюро к базам данных украденных автомобилей, всех застрахованных машин, а также к базе тех, кто не платит налоги. В таком обмене информацией самое главное — защитить «хороших» клиентов от «плохих». Потому что банки с большим количеством невозвратов повышают свои процентные ставки для компенсации потерь. Получается, «хорошие» клиенты платят за «плохих». Это стало причиной создания лобби для открытия этих реестров.

    «Эі»: Сейчас можно наблюдать, как в украинских магазинах различные финучреждения за короткое время оформляют кредиты. Люди заполняют анкеты, данные вводят в компьютер и сразу принимают решение о выдаче займа. Прокомментируйте такой «автоматизированный» подход.
    А.К.: Такие финучреждения принимают скоринговую систему (выставляющую заемщику баллы с учетом его возраста, пола, места работы и т. д.) как догму. Нанимают специалистов, работа которых часто сводится к созданию определенного антуража. Вот, мол, мы создали такой вопросник, при ответах на который банку с высокой вероятностью будет понятно, вернет ли клиент кредит. Как результат такого подхода к выдаче кредитов — увеличение доли невозвратов. По данным НБУ, сейчас 15-20% портфеля кредитов, выданных по такой схеме, — пролонгации и невозвраты. Ведь смысл автоматизации — не только за минуты обслужить клиента, но и иметь прямое подключение к различным источникам информации, проверить ее.

    Есть схема оценки, например через «черный лист» банка, через открытые внешние источники и через информацию из кредитного бюро, которое содержит комплексную базу данных. Важно также подтверждение данных о клиенте через доступ бюро к государственным и ведомственным реестрам, что разрешено профильным законодательством. Например, проверить, не числятся ли предоставленные паспорта в базе МВД, как украденные. Соответствует ли предоставленный идентификационный налоговый код данному человеку? Существует ли фирма, выдавшая справку о месте работы и заработной плате? Не было ли ранее с этим клиентом проблем с возвратов кредитов?

    «Эі»: Какова структура кредитного рынка Чехии? Как она отличается от украинской?
    Т.Д.: У нас были кредитные союзы. На самом раннем этапе их работы было несколько случаев крупного банкротства, так как они слабо регулировались госорганами. Сейчас остались только две-три такие работающие структуры. Они занимают малую долю рынка. Но зато есть сильные небанковские финансовые компании, которые занимаются розничным кредитованием.

    «Эі»: Эти компании с чешским капиталом или иностранным?
    Т.Д.: Первая по величине,
    G-capital — это компания с американским капиталом, вторая — Home Credit, входящая в PPF Group, — чешская.

    «Эі»: Отличается ли цена ресурсов для клиентов в банковских и небанковских учреждениях?
    Т.Д.: В самом начале бума розничного кредитования разница была огромная. Банковские ресурсы были дешевле. Но клиентам было проще получить кредит в небанковском секторе, и они были готовы за это платить. Сейчас цены более сбалансированы. Со временем все они снизились.

    «Эі»: Какие сейчас ставки?
    Т.Д.: Кредитные: для ипотеки 3-4% годовых в чешских кронах, сроки кредитования до 20 лет; на покупку автомобилей 8-10% до пяти-шести лет; овердрафты по кредитным карточкам 14-18%. Депозитные ставки — по текущим счетам 1-1,5%, по срочным вкладам до 3%.

    «Эі»: На протяжении какого промежутка времени кредитные учреждения начали активно пользоваться услугами кредитных бюро?
    Т.Д.: После старта проекта кредитного бюро требуется два-три года, чтобы начать успешно работать.

    «Эі»: Как изменился финансовый рынок Чехии после того как заработали кредитные бюро?
    Т.Д.: Расширился доступ населения к ресурсам. Кредиты стали выдавать людям с меньшими доходами. Приведу такой пример. Один банк до работы с бюро имел 37% проблемных кредитов, хотя закладывал риск в 25%. Но через полгода сотрудничества доля просроченных и безвозвратных долгов уменьшилась до 14%. И это только на основании информации от кредитного бюро. Кстати, есть исследования Мирового банка на эту тему. Согласно их данным, если в стране к системе бюро подключено более 50% кредитных учреждений, то это отражается на ВВП — он повышается на несколько процентных пунктов.

    «Эі»: Как можно оценить аналогичные перспективы украинского рынка?
    А.К.: Большинство банков заявили о серьезных планах на рынке розничных услуг. Они понимают, что корпоративные клиенты уже давно поделены. А ритейл — единственный рынок с возможностью заработка хороших денег, пока не развился сегмент малого и среднего бизнеса. Думаю, года через три НБУ рассмотрит возможность того, что если выдача кредита происходит при наличии информации из кредитного бюро, то уменьшается норматив резервирования по конкретному виду возможных потерь банка. Наверняка придем и к тому, что по аналогии с Фондом гарантирования вкладов физических лиц, банк будет гордиться участием в системе бюро. Ведь такое участие означает меньшую рисковость его операций.

    «Эі»: Не является ли для Украины избыточным наличие сразу трех бюро? Ведь вместо консолидации информационных баз три структуры могут «разрывать» рынок.
    А.К.: По закону, бюро имеет право обмениваться информацией с другими бюро. Если заказ пришел в одно бюро, оно имеет право направить запросы в другие для перепроверки информации. Поэтому сотрудничество между ними будет. Но отмечу, что бюро — это не только база данных и выдача отчетов. Оно предоставляет ряд смежных услуг: скорринг, мониторинг клиента, управление долгом. Весь такой комплекс услуг для банка называется «Система принятия решений». У банков есть выбор, с кем работать — у кого услуги лучше, то бюро и приоритетней.
    Т.Д.: В разных странах, где мне доводилось работать, было два, три и больше кредитных бюро. Причем эти страны с населением в пять-десять раз меньше, чем Украина. Как показывает практика, банки не принимают решение о сотрудничестве на основании данных о том, кому принадлежит данное бюро, или ориентируясь по стоимости его услуг. Все зависит от набора и качества информации, предлагаемой бюро. Например, есть два разных бюро. В одном отчет стоит $2, в другом — $3. Но если банк, зайдя в базу данных «дорогого» бюро, найдет там впятеро больше «плохих» клиентов, то будет обращаться именно к нему.

    «Эі»: Каковы планы Международного бюро кредитных историй?
    А.К.: Когда мы рассчитывали бизнес-план, мы оценили незанятый конкурентами рынок примерно в 35%. Но если исходить из реалий, то занять 30% — вполне приемлемый результат. В конце мая мы начали тестовый режим работы бюро. На август запланирована продажа первого отчета в режиме онлайн. Сейчас работаем с источниками информации по наполнению базы данных. Совместно с Первым всеукраинским бюро кредитных историй мы сотрудничаем с Министерством юстиции (нашим регулирующим органом) по разработке и принятию лицензионных условий.

    Инф. e-finance.com.ua

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.