• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • «У нас чиновники любят продавать то, что им не принадлежит»
    2006-07-13 08:26:00

    Долгие годы для «Укрпроминвеста» базовыми были два бизнес-направления — автомобилестроение и кондитерская промышленность. Однако в ближайшее время компания намерена всерьез выйти на рынок недвижимости. Плацдармом для такого выхода станет территория судостроительного завода «Ленинская кузница», который будет перенесен на юг страны. Намерения чиновников продавать землю под приватизированными предприятиями на конкурсе вызывают у топ-менеджеров группы негодование.
    — Как Вы оцениваете нынешнее состояние «Ленинской кузницы», перспективы развития завода и судостроительного направления в целом?
    — Полнокровному развитию данного направления препятствует несколько серьезных моментов. В частности, поправками к бюджету 2005 г. судостроительную отрасль наравне с другими лишили полагающихся ей льгот, ранее гарантированных законом Украины о поддержке судостроения. Общеизвестно, что эта отрасль серьезно нуждается в инвестициях и сильно завязана на внешний рынок.

    Еще в советское время основной специализацией «Ленкузницы» была постройка рыболовецких траулеров. Спрос на такие суда всегда находился в прямой зависимости от размера мировых квот на отлов рыбы, а этот показатель в последние годы сократился в три раза, потребность же в траулерах сократилась еще больше — появились более современные и производительные суда. В данный момент новых заказов на траулеры у нас нет, поэтому строим танкеры-химовозы типа «С», речные сухогрузные суда, некоторые другие виды продукции и, конечно же, с нетерпением ждем украинских заказов.

    Один из серьезных природных факторов, влияющих на развитие предприятия, — отсутствие круглогодичной навигации. С этой точки зрения конкурирующие предприятия — греческие или украинские в Херсоне, Керчи — находятся по сравнению с нами в более выгодном положении. Подводя итоги в целом можно констатировать, что «Ленкузница» развивается, выпускает продукцию, но говорить, что это суперуспешный бизнес, не приходится.

    — Что Вы будете делать с ним в дальнейшем?
    — Есть несколько вариантов. Один из них — и, на наш взгляд, наиболее эффективный — перенос производства из Киева на другую площадку на юг страны, туда, где прежде всего будет круглогодичная навигация. В свою очередь освобожденные территории планируем использовать для реализации других инвестиционных проектов.

    — Когда это произойдет, и какие должны быть для этого предпосылки?
    — Отвечу так. Мировая конъюнктура и определенные преференции со стороны государства именно для судостроения. Без преференций эта отрасль менее привлекательна для инвесторов, чем, скажем, легкая промышленность, пищевая и т.д.

    — А если переориентировать предприятие на военные заказы? В России объем средств, которые государство готово вложить в кораблестроение, исчисляется миллиардами долларов.
    — Для этого должен быть спрос со стороны Министерства обороны Украины. Вы не найдете ни одного предприятия в мире, которое откажется работать по оборонным заказам, за них всегда шла жесточайшая борьба. Однако сейчас наше государство реализует политику сокращения военных расходов, поэтому я не думаю, что в ближайшее время со стороны Минобороны появится особый спрос. Мы с удовольствием работаем с военными структурами других государств, но это закрытая тема. Предлагаем свою продукцию («Ленкузница» выпускает военные катера) в том числе и на российском рынке, но у россиян есть свои заводы, и когда речь идет о бюджетных деньгах любой страны, преимущество отдается своим производителям.

    — Во сколько оцениваете проект по переносу завода, и есть ли уже подготовленные площадки?
    — Готовой площадки нет, имеются только предварительные наработки. Стоимость переноса зависит от того, какой завод мы собираемся построить. Порядок цифр — $100-150 млн. Конкретная сумма зависит от тех задач, которые мы будем ставить на новой площадке. Сегодня в группе предприятий «Укрпроминвест» судостроение не является приоритетным направлением, я бы сказал, оно несколько законсервировано.

    — Кстати, участок под «Ленинской кузницей» находится в собственности?
    — В аренде.

    — Как Вы оцениваете предложения Фонда госимущества и Минфина продавать землю под приватизированными предприятиями на конкурсе?
    — Фантасмагория или, говоря человеческим языком, абсолютно непроработанный подход. Понимаете, ключевая проблема заключается в том, что у предприятий и у земли разные собственники. Продавал предприятия ФГИУ, а собственником земли осталась территориальная община. Община представлена местными советами, которые на своей сессии должны принять решение об оценке земли и о продаже ее государству в лице ФГИУ по определенной цене. Таким образом, вначале фонд должен заплатить территориальной общине деньги и только тогда заниматься продажей.

    У нас чиновники любят продавать то, что им не принадлежит. Последний разрекламированный случай — Киевский мотоциклетный завод, который собираются приватизировать вместе с землей. Земля принадлежит Киеву, завод — государству в лице ФГИУ. Механизмов нет. Кому-то, может быть, этого очень хочется, но закон для всех один.

    — Какие проекты Вы рассчитываете реализовать на территории «Ленинской кузницы»?
    — Если говорить о тех 9 га, которые находятся в центре города (возле Центрального железнодорожного вокзала расположена старая промплощадка «Ленинской кузницы».— Авт.), то оттуда производство уже скоро практически полностью будет перенесено на Рыбальский полуостров. Там мы построим целый мультифункциональный комплекс под названием «Ворота Киева» — город в городе. Зеленая пешеходная аллея будет пересекать наискосок этот район и от железнодорожного вокзала переходить к площади Победы. Вдоль этой аллеи, как на стержень, будут нанизываться торговые площади, кафе, на верхнем уровне — апартаменты, в глубине планируется кинотеатр, 3-4-звездочная гостиница, несколько зданий под бизнес-центр. Возможно, появится что-то еще, все будет зависеть от интересов операторов, которых сейчас выбираем.

    Вся необходимая проектная документация уже практически готова. Думаю, в следующем году мы приступим к строительству. Как правило, возведение таких объектов занимает от четырех до пяти лет. Будем стараться завершить его примерно за пять лет.

    — Какой будет структура финансирования?
    — Собственные средства, плюс средства операторов, плюс кредиты банков. Мы уже затратили около 10 млн. грн. на предпроектные разработки, на оформление документов в Киевской горадминистрации. Думаю, что еще около $15 млн. пойдет на проект и примерно $40 млн. на выкуп земли. Это и будут наши инвестиции. Когда подготовится проект, а земля будет выкуплена, придет время инвесторов и девелоперов, которые будут это все финансировать — общая стоимость проекта достигнет EUR500 млн. Опыт строительства таких проектов в мире свидетельствует, что сроки окупаемости составляют примерно 10-15 лет, если не появятся какие-то форс-мажорные обстоятельства.

    — А что будет на Рыбальском полуострове? Как близко Вы подошли к строительству на нем проекта «Сити»?
    — Там существуют определенные проблемы. Участок занимает 115 га земли, из них общая площадь «Ленкузницы» составляет 49 га. Площадка, которую мы готовы использовать под этот проект, и в которую можем инвестировать, составляет более 45 га. Все остальные ключевые места на этом полуострове, кроме нескольких СТО и гаражных кооперативов, — воинская часть, завод «Ремдизель», два предприятия лесхоза, техникум, — принадлежат пяти различным ведомствам.

    Для переноса воинской части необходимо решение Минобороны и Кабмина. Безусловно, если нам такая возможность будет предоставлена, мы готовы финансировать перенос этой воинской части, чтобы появилась возможность включить этот кусок земли в проект. По заводу «Ремдизель» уже несколько лет идут суды между государством и собственником, и когда они закончатся, непонятно. По гаражным кооперативам мы уже начали работу: договорились с администрацией, конкретно под этот кооператив нам выделяют в Подольском районе территорию для строительства многоуровневой стоянки, туда мы и переводим владельцев гаражей или предлагаем им компенсацию.

    Если этим серьезно заниматься, то только решение вопросов, связанных с землей, займет примерно 3-5 лет. Поэтому перспективы проекта пока очень туманны. Многое зависит от доброй воли очень большого количества людей и их желания договариваться. Мы заинтересованы в проекте «Сити», но если ситуация будет развиваться непредсказуемо, не исключено, что мы используем территорию под какие-то другие проекты.

    — Например?
    — Просто под строительство жилья, это далеко не худший район. Рядом ТЭЦ, но ходят слухи, что ее будут переносить. Никто не собирается ждать 25 лет. Три года — и мы можем поменять свои планы относительно использования своей части земли.

    — Сколько будет стоить «Сити» посреди Днепра?
    — Около EUR1-1,2 млрд. Сумма предполагает полное освоение полуострова, включая создание необходимой инфраструктуры.

    — То есть лет через пять концерн станет крупным оком на рынке недвижимости?
    — Девелоперский бизнес — довольно динамично развивающийся сектор экономики. В какой-то степени это наш профиль, потому что мы много объектов построили для собственных нужд. У нас нет строительной компании, но это лишь вопрос времени и необходимости. Имеем небольшое проектно-строительное предприятие, которое обслуживает наши потребности.

    На самом деле неизвестно, что лучше, наращивать собственные мощности или привлекать другие компании, в том числе, за рубежом. Если говорить о скорости строительства, то турецкие компании строят очень быстро. Если искать скорость плюс качество, то лучше брать немцев. На нашем автомобильном заводе в Черкассах генподрядчиком является немецкая строительная компания. Конечно, затраты на порядок выше, но ты знаешь, за что платишь. Особенно, если речь идет об инвестициях в $100-150 млн. в завод, и вопрос в том, переплатить строительной компании $20-25 млн., но получить гарантированное качество и в срок, или сэкономить. Во втором случае неизбежно возникнут вопросы по качеству, и гарантированно будут сорваны сроки. Я не знаю ни одной украинской строительной компании, впрочем, и турецкой тоже, которые бы сдали объекты вовремя.

    — Скажите, а какое направление в компании является приоритетным? Машиностроение, кондитерская промышленность? И будете ли Вы избавляться от непрофильных?
    — Посмотрев на оборот группы в прошлом году, можно увидеть, что направления, которые приносят больше прибыли, собственно, и являются профильными. 44% дохода принес «Богдан», 30% — «Рошен». 5% — «Рідна марка», 3% — «Ленкузница», 5% — «Агропродинвест», 6% — «Укравтозапчасть», 7% — ИСТА. Можно сразу выделить два приоритетных направления, в которые идут основные инвестиции.

    — Говорят, что структура вашего бизнеса настолько интересно построена, что кондитерская продукция пользуется спросом зимой, а техника — летом. Это правда?
    — Изначально, когда компания начинала развиваться в 1993 году, и было единое бюджетирование всего бизнеса, нам это здорово помогло. Пик производства и пик потребности в оборотных средствах для кондитерской промышленности приходился на зимний период, а на автомобили, запасные части и обслуживание — на весенне-летний. Это нам позволяло достаточно эффективно «переливать» капиталы из одного направления в другое.

    В период с 1993-го по 1998 г. бизнес развивался достаточно хаотично, но нужно сказать, что такое календарное сочетание денежных потоков и потребительского спроса получилось для нас очень удачным.

    Сейчас это самостоятельные, сформированные компании, ни у одной из них нет проблем с оборотными ресурсами. Суммарный оборот группы составил в прошлом году более $1 млрд. В этом году мы планируем увеличить его минимум на 20-25%, а по оптимистическому прогнозу — и на все 40%.

    — За счет чего?
    — Два основных направления — «Богдан» и «Рошен». В следующем году мы рассчитываем на серьезный рывок со стороны «Рідної марки»: в этом году сделаны достаточно большие базовые инвестиции в производство соков и а. В следующем году мы рассчитываем, что доля компании увеличится с 5%, как минимум вдвое, но как будет на практике — посмотрим.

    — Как Вы оцениваете итоги выхода Луцкого автомобильного завода на IPO?
    — В первойине января мы успешно разместили 8% его акций среди зарубежных инвесторов. Покупателями акций стали иностранные инвестиционные фонды: три четверти объема акций приобрели европейские инвесторы, остальное — американские. За последние четыре месяца эти акции показали значительный рост. Это наш первый опыт, мы собираемся вывести целый ряд наших предприятий и компаний, включая «Рошен», на западные рынки заимствований, и прийти в перспективе к созданию на базе наших предприятий публичных компаний.

    — Какой объем средств собираетесь привлечь?
    — Основная цель — это не привлечение средств, у нас нет проблем с деньгами. Главная цель — заявить о себе на мировом рынке через продажу небольшого пакета акций, определить реальную стоимость бизнеса и показать рост капитализации. Капитализация того же Луцкого завода, после того, как мы продали по номиналу 8% акций, составляла $220 млн. Сегодня она поднялась уже до $600 млн. Возможность получения финансовых ресурсов также выросла в три раза.

    Персона
    Игорь Кононенко родился 21 августа 1965 г. в Киеве. Карьера: 1991-1992 гг. — коммерческий директор МП «Транспорт»; 1992-1994 гг. — коммерческий директор АО «Биржевой дом «Украина»; 1994-2005 гг. — заместитель, первый заместитель генерального директора, первый вице-президент «ЗАО «Украинский промышленно-инвестиционный концерн»; 1998-2006 гг. — председатель набсовета АКБ «Мрія»; 2004-2006 гг. — председатель набсовета ОАО «Киевское автотранспортное предприятие-2240»; 2005 гг. и по настоящее время — председатель совета директоров корпорации «Укрпроминвест Группа».

    Компания
    Корпорация «Укрпроминвест Группа» была сформирована в 2005 г. на базе активов концерна «Укрпроминвест». Кондитерская промышленность группы представлена корпорацией «Рошен», автомобилестроительные активы собраны в корпорацию «Богдан». Кроме того, группе «Укрпроминвест» принадлежат завод «Ленкузница» (судостроение), корпорация «Рідна Марка» (производство пива и без ьных напитков), «Укравтозапчасть» (поставка запасных частей к автомобилям и тракторам), «Агропродинвест» (контролирует три сахарных завода в Украине). Бенифициаром активов группы «Укрпроминвест» является семья Порошенко.

    Инф. e-finance.com.ua

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.