Нежелание украинских властей отдавать контроль над газотранспортной системой (ГТС) страны в российские руки, чего настойчиво требует "Газпром" уже в течение длительного времени, похоже, начинает оформляться в практические решения. По мнению некоторых аналитиков, первым шагом в этом направлении стало утверждение НАК "Нафтогаз Украины" инвестиционной "Программы модернизации и реконструкции газотранспортной системы Украины на 2007-2010 годы".
Согласно сообщению пресс-службы компании, реализация программы будет способствовать "увеличению объема транзита природного газа в европейские страны, повышению надежности, эффективности и экологичности ГТС". В частности, программой определены 7 приоритетных объектов газотранспортной системы Украины, которые подвергнутся модернизации в 2007-2010 годах. Расчетная плановая стоимость работ составляет 23,1 млрд гривен. В следующем году в реконструкцию и модернизацию планируется вложить 1,3 млрд грн, в период с 2008 по 2010 гг. – по 7,3 млрд грн ежегодно.
Напомним, что ГТС состоит из 37,5 тыс. км газопроводов, 13 подземных хранилищ газа общим объемом 32 млрд кубометров и 71 компрессорных станций. Пропускная способность системы на входе составляет 288 млрд кубометров газа в год, на выходе – 175 млрд кубометров, в том числе в европейские страны – 141 млрд кубометров.
По мнению специалистов, кроме бесперебойного обеспечения Европы российским газом, модернизация отечественной ГТС также позволит снизить объемы затрат "голубого топлива", использующегося для обеспечения его транспортировки. По различным оценкам, сейчас они составляют от 4 до 7 млрд кубометров.
Финансировать реализацию этого, самого масштабного за 20 лет, проекта в сфере транспортировки углеводородов, "Нафтогаз" планирует за счет собственных и кредитных средств: 50% от общей стоимости работ составят кредиты.
Юрий Алексеенко, аналитик компании "Миллениум Капитал", считает, что собственные средства для модернизации ГТС, "Нафтогаз" может получить, отказавшись от участия в неприбыльных проектах за пределами Украины. По его словам, "компания ежегодно расходует около 2 млрд грн на проекты в Нигерии и Арабских Эмиратах, хотя отдачи от них нет". Кроме того, дополнительные средства компания получит от возросших цен на газ для населения. Также некоторые аналитики не исключают, что дополнительный доход Украина может получить от повышения стоимости транзита российского газа в страны Евросоюза. Сейчас в Украине она составляет $1,6 за 1 тыс. кубометров перекачанных на расстояние в 100 км, тогда как европейская стоимость – $2,4 за 1 тыс. кубометров. Не исключают подорожания украинского газового транзита и в "Газпроме". "Если цены на газ в следующем году вырастут, вырастет и цена его транзита", – сообщили вчера газете "КоммерсантЪ-Украина" в компании.
Между тем, большинство аналитиков уверены, что кроме выше заявленных, утверждение программы имеет еще одну стратегическую цель: лишить руководство "Газпрома" главного козыря в украинско-российских "газовых торгах", очередной раунд которых проходит сегодня в Москве. В частности, российский газовый монополист, подчеркивая, что ГТС Украины находится в плачевном техническом состоянии, уже длительное время требует передать ее в управление газотранспортному консорциуму, и обещает за это поставлять Украине газ по цене $95 за 1 тыс. кубометров. Таким образом, говорят аналитики, план модернизации ГТС поможет Юрию Бойко, главе Минтопэнерго, доказать российской стороне, что ее притязания на украинскую "газовую трубу" безосновательны.
Инф. utro
e-finance.com.ua