• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Время запасаться наличными
    2006-11-23 12:15:52

    Теперь ничто не мешает Николаю Азарову ввести НДС-счета

    В 2004 году первый вице-премьер проталкивал идею особых счетов через Леонида Кучму. Президент тогда блокировал внедрение идеи. Сегодня Николай Азаров может внедрить НДС-счета самостоятельно, через правительство и лобби в парламенте.

    НДС-счета возвращаются. Сегодня спикер Верховной Рады Александр Мороз высказался в поддержку введения особых счетов, через которые будут проходить все средства налога на добавленную стоимость. «Решение по этому поводу надо принимать», - заявил он, объяснив, что это нужно для борьбы с коррупцией.

    На самом деле, введение НДС-счетов имеет очень слабое отношение к борьбе с коррупцией. Оно предусматривает, скорее, тотальный контроль ГНАУ над денежными потоками и ограничение свободы бизнеса. Для доказательства этого нужно всего лишь изучить, как впервые возникла идея ввести НДС-счета.
    Произошло это в 2004 году. Тогда идею проталкивали через Президента Леонида Кучму (см. ИСТОРИЯ ВОПРОСА). Примерно в марте того года первый вице-премьер Николай Азаров и налоговики убедили главу государства в полезности идеи введения НДС-счетов. 23 марта совместным постановлением Минфина и НБУ был утвержден Порядок взимания в госбюджет НДС и оборота средств через отдельные текущие и/или регистрационные счета налогоплательщиков со специальным режимом их использования (далее Порядок). На следующий день НБУ разослал банкам и органам Казначейства инструкции по практическому внедрению механизма взимания налога.

    Предприниматели практически в один голос тогда заявили о губительности введения НДС-счетов для экономики. Постепенно через реакцию в прессе Леонид Кучма понял свою ошибку, и остановил эксперимент. 9 апреля Президент Украины действительно отменил два своих указа №259 от 1 марта и №281 от 5 марта этого года, которыми он поручал Кабмину и другим органам исполнительной власти разработать механизм запуска и работы НДС-счетов. Президент предложил Верховной Раде ввести счета самостоятельно, а депутаты не стали брать на себя ответственность.

    В этот раз правительству не нужно убеждать главу государства. Виктор Ющенко уже не имеет тех полномочий, которые были у его предшественника, а в Верховной Раде у Кабмина находится «ручное» большинство. Таким образом, ничто не мешает главному идеологу введения НДС-счетов Азарову реализовать свою задумку.

    Судя по настойчивости, с которой первый вице-премьер проталкивает идею НДС-счетов, их утверждение на законодательном уровне – дело времени. Азаров раздумывает о различных мерах по смягчению введения нового механизма. Например, он предлагает на первое время перебросить на НДС-счета 2-3 млрд. грн. из Казначейства.

    «Ни о каком отвлечении средств не пришлось бы говорить. В течение полугода или даже быстрее – квартала, система бы накопила свой ресурс и заработала бы уже в автоматическом режиме, а мы вернули бы эти средства на единый казначейский счет», - предполагает он.

    Если оценить предложения, которые вносили налоговики в 2004 году, идея Азарова поможет лишь банкам, которым в случае введения НДС-счетов грозит снижение ликвидности (см. ИСТОРИЯ ВОПРОСА). Однако для всей остальной экономики, особенно для малого бизнеса, облегчения не будет.

    Напомним, что было в апреле 2004 года, когда банки уже начали открывать предприятиям НДС-счета. Резко - на 1,8 миллиарда гривен против 0,7-0,8 миллиардов в предыдущие месяцы – вырос объем наличных за пределами банков (агрегат М0). Порядка миллиарда дополнительно превратилось в «нал» из-за психоза, вызванного обещанным введением НДС-счетов.

    Опасаясь, что рухнут схемы, а стоимость кредитов резко вырастет, часть предприятий резко увеличила импортные закупки, чтобы создать некоторый страховой запас товаров на время адаптации к новым условиям работы. Остальные компании и предприниматели предпочли нарастить объем наличных в своем обороте. Косвенно это подтверждало гипотезу о том, что в случае запуска НДС-счетов бизнес собирался возвращаться к использованию бартера, векселей, зачетных схем и наличных расчетов.

    К счастью, в 2004 году Президент отказался от идеи введения НДС-счетов, отозвав свои указы на этот счет. Однако в этом году механизмов для сдерживания правительства нет. Поэтому бизнесу можно начинать запасаться наличными и рисовать схемы.
     
    История вопроса 

    В 2004 году предприниматели практически в один голос говорили о вредоносности идеи введения НДС-счетов.

    Основной проблемой, по их мнению, стало бы замораживание средств на спецсчетах в банках и учреждениях Казначейства - оно должно было происходить при каждой сделке по продаже товаров с НДС. 20% суммы платежа пошли бы на спецсчет, и стали недоступны для хозяйственного использования. Тогда как раньше предприниматель мог использовать эти деньги в бизнесе, и несколько раз «прокрутив» их, получить большую прибыль.

    После введения спецсчетов в результате «вымывания оборотки» возник бы системный дефицит средств. Избежать его в 2004 году смогли бы только крупные экспортеры с объемом вывоза свыше 250 млн. грн. в прошлом году и основными фондами на сумму свыше 100 млн. грн., которые получили бы право на автоматическое возмещение НДС. Все остальные (в основном, это средний и малый бизнес) были бы вынуждены использовать ресурсы банков или переходить на проведение сделок с минимальным участием денежных средств. Возможен был возврат бартера и зачетных схем, как в 1996 году - тогда, правда по другой причине, было уменьшено предложение денег экономике. Их следствием стала бы значительная тенизация экономики.

    Особая проблема нововведения - в требовании пополнять спецсчет за счет денег с текущего (или путем внесения на него наличных). Допустим, торговец должен закупить товар на 1200 грн. Для этого он перечислит на НДС-счета поставщика со своего такого же счета 200 грн.. Но если на нем нет необходимой суммы, то торговец обязан довнести ее со своего текущего счета. Далее он сбывает товар, например, за 1800 грн. Покупатель перечисляет на его НДС-счет 20% от этой суммы -- то есть, 300 грн.

    До введения НДС-счетов на 200 грн., уплаченные продавцом поставщику, он получал налоговый кредит, и должен был уплатить в бюджет 300-200=100 грн. По новым правилам он был вынужден ждать следующего месяца, когда должно было произойти возмещение этих 200 грн. из бюджета. Таким образом, фактически терялась суть налогового кредита. Более того, под большим вопросом оставалась своевременность возврата денег государством.

    Чтобы не допустить замораживания средств на НДС-счетах, Кабмин в пункте 6 Порядка разрешил платить с них налоги, сбор в Пенсионный фонд и возвращать просроченные кредиты, полученные ранее государством или под госгарантии. «Платежи по налогам и сборам равномерно распределены по месяцу, и застаивания денег не произойдет», - заявил тогда первый вице-премьер Николай Азаров.

    Но успех этого начинания был под большим вопросом - для того, чтобы им воспользоваться, нужно было не иметь задолженности по НДС и получить разрешение налоговой. Инспекция должна была дать ответ в течение пяти дней с момента обращения плательщика с соответствующей просьбой.

    Налоговики вполне могли отказать в уплате налогов и сборов с НДС-счета, руководствуясь текущей ситуацией по наполняемости бюджета. Уже не говоря о возможностях для коррупции при выдаче разрешения.

    Наконец, одной из больших проблем для клиентов и для банков стало бы увеличение объема работы. Налогоплательщикам вместо одной платежки пришлось оформлять две, одну из них отдельно по НДС. В банках количество счетов увеличилось бы практически вдвое, а с ними - и объем работы. Если открывать их некоторые банки тогда согласились бесплатно, то за осуществление платежей однозначно должны были взиматься комиссионные. Они пошли бы на оплату большей нагрузки работников, а также на поддержание электронных платежных систем, загрузка которых значительно возрастет.

    «После запуска спецсчетов для НДС вдвое прибавится работы с оформлением платежей. Но не это главное. Произойдет отвлечение оборотных средств, причем НДС-счет нужно будет при необходимости пополнять деньгами с текущего. А варианты использования денег со спецсчетов ограничены.

    Однозначно не определено, куда же после 1 мая пойдет возмещение – на текущий или «налоговый». Что делать? В идеале, перекрываться нужно за счет кредитования. Вероятно, многие уйдут в бартер и другие формы неденежных расчетов. Я себе уже придумал схему», - заявил тогда глава одной из крупных строительных компаний.

    Инф. economica

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.