Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг) Украины не выполняет свои обязанности по защите потребителей финуслуг, лоббирует интересы страховых компаний и демонстрирует низкий профессиональный уровень. Такое мнение высказал генеральный директор Ассоциации страхователей Украины Леонид Хорин на конференции в Пресс-Центре ЛІГАБізнесІнформ.
По словам Л.Хорина, этот вывод напрашивается из-за "обилия негативных явлений в сфере финансовых услуг за последние годы", в частности, в сфере страхования. В качестве примера он привел финансово-строительную аферу группы компаний "Элита-Центр", "неудавшиеся стремления Госфинуслуг в суде по "Элита-Центр" дистанцироваться от своих обязанностей по защите интересов обманутых граждан, скандальные результаты внедрения "автогражданки", при котором руководство Госфинуслуг продемонстрировало признаки личной заинтересованности" и пр.
Глава Ассоциации страхователей подчеркнул, что при прежнем руководителе Госфинуслуг Викторе Суслове эта структура "работала плохо". Так, по словам Л.Хорина, за первые два года работы В.Суслова уровень выплат на страховом рынке снизился на 35% и постоянно падал. В результате, в 2004 году уровень выплат снизился до 7,9%, тогда как в 2000 году он составлял 19,1%. Л.Хорин подчеркнул, что и при новом руководителе - Валерии Алешине - работа Госфинуслуг не улучшилась. Не стало лучше, по словам главы ассоциации, и с информационной открытостью этого ведомства.
Л.Хорин также акцентировал внимание на том, что Госфинуслуг "не имеет четких критериев своей деятельности". "На основании абстрактных формулировок Госфинуслуг сама для себя устанавливает планы деятельности, сама контролирует их выполнение, сама интерпретирует результаты и сама же докладывает о них вышестоящим органам и обществу", - подчеркнул он и добавил, что "фактическая бесконтрольность этой структуры привела за годы независимости Украины к ряду афер с помощью трастов и другого мошенничества, в том числе и в сфере страхования".
Также, по мнению Л.Хорина, Госфинуслуг неэффективно контролирует качество страховых компаний. Он подчеркнул, что, исходя из распоряжения Госфинуслуг "Рекомендации по анализу деятельности страховщиков" N3755 от 17 марта 2005 года, страховая компания "является хорошей, если она финансово устойчива, при этом другие показатели не учитываются". "Ущербность такого подхода видна невооруженным взглядом - по мнению Госфинуслуг получается, что страховая компания будет хорошая даже в случае отсутствия каких-либо выплат своим клиентам. Разве это не абсурд?", - отметил Л.Хорин, добавив, что аудиторские отчеты страховых компаний в течение многих лет "имеют явные признаки фальсификации". К тому же, по его словам, выбором аудитора занимается Госфинуслуг.
Гендиректор Ассоциации страхователей подчеркнул, что "неизвестной является статистика жалоб, поступающих в Госфинуслуг". Он считает, что по такой статистике "можно было бы определить наиболее проблемные виды страхования и страховые компании, распределение страховых компаний по уровню потребительских качеств и пр". Но, уверен Л.Хорин, "такая информация невыгодна Госфинуслуг".
Учитывая вышесказанное, Л.Хорин сделал вывод, что "профессиональный уровень Госфинуслуг является недопустимо низким". В связи с этим Ассоциация страхователей Украины предлагает, во-первых, обеспечить общественный контроль за деятельностью Госфинуслуг. Для этого, по словам Л.Хорина, следует создать общественный орган из представителей авторитетных в обществе лиц, независимых от бизнеса (представителей общественных организаций, учебных заведений и прессы), который осуществлял бы мониторинг Госфинуслуг, собирал жалобы на работу комиссии.
Кроме того, по мнению гендиректора Ассоциации страхователей, необходимо разработать критерии оценки деятельности этой структуры. Л.Хорин подчеркнул, что анализ деятельности Госфинуслуг и предложения по улучшению работы этого ведомства будут направлены Президенту Украины и Премьер-министру Украины.
Инф.
e-finance.com.ua