• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Камень преткновения в новом виде
    2007-05-17 10:36:40

    Пункт о валютообменных операциях может помешать принятию Закона "О ломбардах"

    В Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг) продолжается рассмотрение проекта Закона "О ломбардах и ломбардной деятельности". После анализа всех замечаний и внесения правок документ будет направлен в Кабинет министров. Это уже третья попытка в истории Украины урегулировать ломбардную деятельность на законодательном уровне. Впрочем, и она может окончиться неудачно. В законопроект внесен ряд норм, которые наверняка вызовут протест Нацбанка и банковского лобби в парламенте.

    О необходимости принятия закона, регулирующего деятельность ломбардов, говорят давно. Первый законопроект "О ломбардах в Украине" появился в Верховной Раде осенью 2002 года. Чуть позже на рассмотрение парламента попал второй документ — проект Закона "О ломбардах и ломбардной деятельности". Во многом они были схожи, но если первый законопроект давал ломбардам право обслуживать не только физических, но и юридических лиц (вплоть до возможности доверительного управления финансовыми активами), то второй закреплял классическую модель работы ломбардов — предоставление кредитов исключительно физическим лицам под залог имущества.

    Депутатам больше понравился именно этот законопроект, который в конце 2003 года и был принят в первом чтении. Правда, дальше дело так и не пошло. Кроме собственно определения ломбардной деятельности, документ предусматривал государственную регистрацию ломбардов, лицензирование их деятельности, предоставление ломбардами отчетности в Госфинуслуг, проведение внешнего аудита, формирование ломбардами резервных фондов для возмещения возможных убытков и обеспечения своей платежеспособности, а также выписывал требования к договорам о предоставлении кредитов.

    Следует заметить, что к тому времени вопрос регулирования деятельности ломбардов стал более чем актуален. Из небольших контор по приему в залог золотых колец многие ломбарды превратились в солидные организации, выдававшие кредиты под залог бытовой техники, автомобилей или даже квартир. Естественно, ни происхождение предметов залога, ни их дальнейшую судьбу никто не отслеживал. Собственно, как и финансовое состояние самих ломбардов. Все это привело к закреплению за отечественными ломбардами устойчивой репутации полукриминальных учреждений.

    Однако несмотря на необходимость и актуальность, закон, повторим, так и не был принят. Депутаты не смогли прийти к компромиссу относительно минимального размера уставного фонда ломбардов. Правда, регулированием ломбардной деятельности по мере своих сил занимается Госфинуслуг. К примеру, летом 2004 года она издала Положение об установлении ограничений на совмещение деятельности финансовых учреждений по предоставлению определенных видов финансовых услуг. В частности, этим положением к исключительным видам деятельности была отнесена деятельность ломбардов по предоставлению услуг финансового кредита. Проще говоря, ничем, кроме предоставления кредитов, ломбарды заниматься не могли.

    Кроме того, весной 2005 года Госфинуслуг утвердила Положение о порядке предоставления финансовых услуг ломбардами, в котором выписала основные требования к работе ломбардов (государственная регистрация, лицензирование, исчерпывающий перечень услуг, которые могут предоставлять ломбарды, требования к договорам и т. д.).

    Интересно, но в конечном счете подобные ограничения вывели рынок на новый уровень. Так, если еще два года назад ломбарды работали кто как мог, то уже сегодня на рынке функционирует профессиональное объединение — Всеукраинская ассоциация ломбардов. Без ее участия не обошлась и разработка нового варианта Закона "О ломбардах и ломбардной деятельности".

    В дальнейшей судьбе ломбардной деятельности участников рынка волнуют, прежде всего, два момента. Первый — восстановление ликвидированного Госфинуслуг права скупки у населения товаров, бывших в употреблении. И прежде всего — изделий из драгоценных металлов и драгоценного камня. "Разрешить ломбардам скупку — это забрать заработки у черного рынка и увеличить поступления от налогов. Ведь женщины часто меняют золотые украшения и все равно вынуждены их куда-то сдавать, а комиссионные магазины не могут выплатить необходимую сумму сразу", — говорит директор Всеукраинской ассоциации ломбардов Виктория Волковская.

    Второй момент — регламентация реализации этого имущества. Напомним, что на сегодняшний день действует постановление Кабинета министров от 1998 года, которым устанавливается очередность продажи невыкупленных изделий из драгоценных металлов. Согласно постановлению, первоочередное право скупки имеют Минфин, Нацбанк и Государственная сокровищница НБУ. И только если они откажутся покупать эти изделия, ломбард имеет право продать их различным предприятиям. Естественно, закупочные цены этих государственных учреждений ниже рыночных, и участников рынка такое положение вещей совсем не устраивает. Кроме того, ломбардам очень бы хотелось продавать невыкупленное имущество самостоятельно (помнится, в былые времена находились ломбарды, имевшие не только собственные ювелирные магазинчики, но и целые автосалоны).

    Пока неизвестно, появится ли у ломбардов такое право благодаря новому варианту Закона "О ломбардах и ломбардной деятельности". Зато известно другое — в нем уже есть пункт о праве ломбардов заниматься валютообменными операциями. "Речь идет о том, чтобы разрешить ломбардам обмен валют путем агентских соглашений. Это было бы удобно клиентам, ломбардам и банкам", — сообщила госпожа Волковская.

    Правда, банки с подобной постановкой вопроса не согласны. Против предоставления ломбардам такого права уже высказались целый ряд банкиров. И это, в общем-то, можно было предвидеть. Как и то, как на такую идею отреагирует Национальный банк (ему подконтрольны все "обменки"). Он уже не первый год ужесточает требования к пунктам обмена валют, работающим по агентским соглашениям с банками. Так, 23 декабря 2003 года НБУ принял постановление "Об изменениях к инструкции о порядке организации и проведения валютообменных операций на территории Украины", которым запретил "обменкам" устанавливать курс, отличный от официального, более чем на 3% после восьми часов вечера. Кроме того, согласно этому постановлению, менять установленные курсы покупки и продажи валют теперь можно не более одного раза в течение рабочего дня, только при условии смены кассиров и только до 8 часов вечера. Таким образом, Нацбанк лишил пункты обмена валют возможности получать дополнительную прибыль от ночных клиентов.

    А уже в 2005 году Нацбанк принял изменения в положение о требованиях по техническому состоянию и организации охраны помещений банков. В соответствии с новыми требованиями пункты обмена валют могут быть расположены лишь в банках или в других стационарных зданиях, но не в так называемых малых архитектурных формах (не имеющих фундамента) или подземных переходах. Понятно, что эти изменения коснулись в основном обменных пунктов, работающих по агентским соглашениям, количество которых сократилось.

    Такую политику в Нацбанке объясняют тем, что около 80% нарушений происходят именно в тех пунктах, которые работают по агентским соглашениям. Понятно, что ломбарды, и без того имеющие не самую хорошую репутацию, не вызовут доверия у регулятора. Кроме того, в случае принятия законопроекта в существующем виде ломбарды смогут кредитовать население в иностранной валюте. До сих пор валютное кредитование было прерогативой исключительно банковских учреждений, и вряд ли они обрадуются появлению новых конкурентов. И если учесть довольно сильное банковское лобби в парламенте, можно предположить, что именно данная норма станет камнем преткновения во время рассмотрения законопроекта в Верховной Раде.

    Ирина СВЕТИКОВА

    Инф. "versii">versii

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.