Уже целый год банки обязаны быть честными с клиентами – 5 июня 2007 г. вступило в силу постановление НБУ, обязывающие банкиров открывать клиентам размер переплаты по кредиту.
Корреспондент «24» проверила на себе: банкиры не стали честнее.
Сколько клиент банка переплачивает за товар, купленный в кредит? Треть, половину или в два раза больше? Если банки будут открыто называть процент переплаты, многие клиенты могут просто испугаться. Например, в Альфа-Банке ставки по некоторым потребительским кредитам – 74,84% годовых, в Правэкс-Банке – 84–86%, а в Приватбанке – 101%.
Именно поэтому банкиры показывают в рекламе не всю переплату, а только часть ее. Клиенты, купив свой товар в долг, после первого платежа обнаруживают, что их обманули. В итоге многие вообще отказываются платить.
Банкиров нужно заставить быть честными, иначе отказы по кредитам разорят банки – именно так решили в Нацбанке. Ровно год назад, 5 июня 2007 г., вступило в действие постановление НБУ №168, которое не только обязывало банки раскрывать перед клиентом все платежи по кредиту, но и требовало выдавать клиенту специальный бюллетень, в котором будет прописана сумма переплаты, все комиссии и высчитана реальная (эффективная) ставка по кредиту.
Проверить «откровенность» банковских клерков решила корреспондент «24». Выводы неутешительны: банковские сотрудники продолжают хитрить перед клиентом и увиливать от вопросов о дополнительных платежах.
Согласно легенде, журналист «24» решила купить в кредит ноутбук стоимостью 7 тыс. грн. Мы проверяли на честность сотрудников Дельта Банка, банка «Русский Стандарт», VAB Банка, Родовид Банка, Приватбанка, Альфа-Банка и компанию «ПростоФинанс», чьи точки продаж есть в магазинах техники «Эльдорадо», «Фокстрот» и City на Петровке в Киеве.
Кредитные инспектора, как запрограммированные, отвечали одно и то же: сумма ежемесячного платежа и общая сумма переплаты. На этом они заканчивали общение с клиентом и начинали заниматься своими делами. «Вас еще что-то интересует?» – удивленно спросила сотрудница Альфа-Банка, которая начала разговаривать по телефону и разговор этот был для нее важнее, чем сидящий рядом клиент. «Да. Хотелось бы узнать реальную ставку по кредиту!» – удивившись такому отношению к клиенту, ответила я. «Девушка, ее можно вычислить из переплаты», – возмутилась сотрудница банка и продолжила свой разговор.
В разных банках сумма переплаты существенно отличается. Самая минимальная переплата оказалась в Дельта Банке – 1298,19 грн. за год. «Ставка по этому кредиту – 0,01% годовых, и вы переплатите 21%», – протараторила сотрудница Дельты, которая удивилась словосочетанию «эффективная ставка». Компания «Простобанк Консалтинг» приводит совершенно другие данные о реальной ставке по потребительскому кредиту от этого банка: от 56,12% до 67,20%. «Дельта Банк максимально прозрачно показывает все ставки, которые действуют в банке», – говорит начальник пресс-центра Дельта Банка Елена Яицкая. Она не согласна с данными компании «Простобанк Консалтинг».
Кредитный инспектор VAB Экспресс (от банка VAB) превзошел всех своих коллег из других банков: он заверял корреспондента «24», что эффективную ставку он просто не может назвать, более того – ему это запрещает делать руководство банка. Правда, руководство банка заверило нас, что это не так. «Эта информация открыта для клиента и может быть предоставлена по его запросу. Поэтому расцениваем произошедшее как недоразумение», – так прокомментировал этот эпизод генеральный директор VAB Экспресс Станислав Людкевич. «Виновные понесут дисциплинарное наказание», – заверил он.
У банкиров нет стимулов быть честными, ведь многие клиенты сами рады обманываться и переплачивать вдвое больше, лишь бы поскорее купить товар. «Никто ничего не скрывает, часто финансовая грамотность людей невысока», – говорит эксперт компании «Кредитная консультация» Алексей Кобылинский.
Леся Войтицкая, «24»
Справка «24»
Согласно правилам Нацбанка каждый банк должен выдавать клиенту специальный документ, в котором будет указано – какова эффективная ставка по кредиту. Это дало бы клиентам возможность объективно сравнить предложения разных банков и выбрать наиболее выгодное. Например, в одном банке клиент заплатит 20%, а в другом – 30%. На деле эти справки у разных банков отличаются настолько сильно, что в них легко запутаться. Одни банки указывают процентную ставку, другие – общую сумму переплаты. Чтобы узнать где дешевле, а где дороже, в каждый банк нужно ходить со своим блокнотом и калькулятором.
Владимир Кротюк: Банки обязаны указывать объем переплаты
Заместитель председателя Нацбанка Владимир Кротюк, отвечающий за соблюдение банками требования о раскрытии честной ставки, ответил на вопросы «24».
«24»: Прошел год, с тех пор как специальным постановлением Нацбанк приказал всем банкам раскрывать клиентам реальный размер переплаты. Что изменилось за это время? Стали ли банки меньше обманывать клиентов?
Владимир Кротюк: Безусловно, банки выполняют нормы этого постановления и раскрывают полную стоимость кредитов.
Были ли случаи, когда сотрудников банков приходилось штрафовать за обманы?
Да, нам приходилось и предупреждать, и применять меры воздействия к руководителям некоторых банков. Но мы этого не афишируем. Недавно мы проверяли банки на предмет выполнения 168-го постановления (о раскрытии эффективной ставки. – «24»). По итогам проверок мы готовим меры воздействия относительно шести банков и их филиалов.
Наша корреспондентка посетила несколько банков под видом клиента – ей нигде не назвали размер эффективной ставки.
Они обязаны указывать объем переплаты. Возможно, не все знают термин «эффективная ставка» – это бухгалтерский термин. Но сколько вы переплатите – должны указать.
Что делать, если сотрудники банков этого не сообщают?
Если ставку не раскрывают – нужно обратиться к руководству банка, указать место, сотрудника, который не рассказал о размере переплаты, и потребовать принять меры.
Одной из целей принятия вашего постановления была попытка снизить количество невозвращенных кредитов. Удалось ли этого достичь?
В целом проблемных кредитов стало немного больше. Но учитывая, что увеличивается общее количество всех кредитов, соотношение к невозвратам еще не критическое.
Влад Головин, «24»
За год банки не стали честнее
2008-06-05 04:30:00
Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.
WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open. WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch. OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy. Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна. |
Related News / Новини рубрики:
Пільгові кредити для аграріїв: у 2025 році надано понад 318 млн грн для розвитку господарств
New rules for managing non-performing loans: how the banking sector will change in 2025 Національний банк України погасив понад 457 млн грн проблемної заборгованості у 2024 році Im Dezember haben die Ukrainer im Rahmen des Nationalen Cashback-Programms 436 Millionen Griwna angesammelt Verlustbringende Banken in der Ukraine: Probleme des Jahres 2024 US bank reserves have fallen to their lowest level in four years Eurozone bank stocks post best performance in a decade Problemkredite bei ukrainischen Banken gingen zurück: Haupttrends Farmers and banks: how to overcome difficulties in lending to small farmers Протягом 2024 року українські банки демонстрували стабільність та надійність |