Нынешний сезон отпусков преподносит сюрпризы отечественным автолюбителям. В течение двух последних недель цена на самый популярный бензин в стране — А-95 — остается на уровне 6,35 грн./л. А вот дизельное топливо бьет все исторические рекорды — его стоимость достигла среднего уровня в 6,66 грн./л и продолжает увеличиваться. Эксперты связывают это необычное явление с изменением стратегии нефтяных магнатов, которые решили приостановить ценовое субсидирование дизеля 95-м бензином. На протяжении трех последних недель (впервые за полгода) в Украине де-факто прекратился рост цен на высокооктановое горючее. Так, если в конце мая максимальная стоимость А-95 была зафиксирована в АР Крым — 6,35 грн./л, то ко второй половине июня она возросла всего лишь на 2 коп. — до 6,37 грн./л. Аналогичную тенденцию продемонстрировали остальные регионы. Исключением стала только Днепропетровская область, где 95-й подешевел на пять копеек — до 6,21 грн./л. В принципе необычная ситуация с ценами на малой родине Игоря Коломойского выглядит абсолютно логично, если вспомнить, что недавно Антимонопольный комитет возбудил дело по признакам антиконкурентных действий на рынке нефтепродуктов сразу против нескольких приватовских трейдеров. Сети АЗС, которыми они владеют, сосредоточены именно в Днепропетровской области. Сложившаяся ситуация выглядит еще более удивительно, если отметить, что секретариат экспертно-аналитической группы, созданный на базе государственного объединения «Укрнефтехимпереработка», установил среднюю рекомендованную стоимость А-95 с 1 по 10 июня в размере 6,55 грн./л. Обычно нефтетрейдеры строго следовали таким рекомендациям, отображая их на стелах АЗС. Сейчас этого не произошло. По данным генерального директора «Укрнефтехимпереработки» Владимира Емелина, стабилизация розничных цен на высокооктановое топливо произошла благодаря тому, что недавно Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ, совместно занимающие значительную долю рынка, снизили стоимость А-95 в среднем на 100 грн. за тонну — до 6,9 тыс. грн./т. По мнению экспертов, на такой шаг переработчики сырья пошли вынужденно. «Цена на 95й бензин стабилизировалась, потому что не оправдались риски, заложенные в стоимость, которые были основаны на псевдоэкспертных заключениях о том, что скоро в стране произойдет 10–15%-ное подорожание всех групп товаров. Из-за этого в начале лета украинские заводы-производители оказались перед выбором: либо оставлять цены на прежнем уровне — свыше 7 тыс. грн./т А-95 (но тогда бы они потеряли долю рынка в пользу импорта, который в мае занял 41,8%. — «ДС»), либо снизить их и таким образом сохранить свою долю рынка. Судя по тому, что сейчас в крупном опте все бензины подешевели, они выбрали второй вариант», — говорит замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. Кардинально противоположным образом складывается ситуация с дизельным топливом. Если в конце мая средний уровень цен на него составлял 6,49 грн./л, то сегодня солярка продается в среднем по 6,66 грн./л. Безусловный лидер — Киев, где стоимость д/т уже давно застыла на отметке 6,75 грн./л. Эту тенденцию эксперты связывают с чрезмерно высоким уровнем дорогого импортного дизеля в Украине, который, по данным «Укрнефтехимпереработки», сейчас составляет порядка 47%. Но наиболее существенной причиной нынешнего удорожания солярки является то, что с недавних пор секретариат экспертно-аналитической группы стал отказываться от так называемого перекрестного субсидирования нефтепродуктов. «В ценовом коридоре (который устанавливает секретариат. — «ДС») стоимость дизельного топлива частично компенсировалась за счет бензинов. Сегодня эта компенсация есть, но уже не в таком объеме, как это было раньше», — объяснил «ДС» г-н Емелин. В принципе такое решение нефтяных магнатов, имеющих непосредственное влияние на формирование секретариатом ценового коридора, легко понять. Сейчас средняя маржа АЗС при продаже высокооктанового бензина составляет примерно 12%, а дизеля — всего 4%. Де-факто это означает, что на солярке заправщики получают втрое меньше прибыли, чем на бензине. Очевидно, что, для того чтобы хоть как-то решить эту проблему, нефтетрейдеры решили снизить уровень «субсидирования» дизеля А95. К слову, этот факт вполне может быть одной из причин, по которой стоимость высокооктанового горючего в течение первой половины июня оставалась неизменной. В отношении цен, которые сложатся в ближайшем будущем, мнения экспертов расходятся. По данным компании «Юпеко», в течение второй декады июня А-95 может подорожать в среднем по стране на 20 коп./л — до 6,55 грн., а солярка — на 14 коп./л, до 6,8 грн. В то же время в «Психее» уверены, что сейчас нет каких-либо объективных причин для значительного повышения цен. По данным г-на Рябцева, 95-й до начала июля может подняться еще максимум на 2% — до 6,45 грн./л, тогда как дизель в этом месяце уже исчерпал свой потенциал роста.
"dsnews">dsnews
e-finance.com.ua