Мэрия Днепропетровска 8 июля проведет первый из трех предстоящих конкурсов на право перевозки пассажиров автобусами общего пользования. Чиновники обещают подойти к его участникам избирательно и заключать соглашения с ними на разные сроки, в зависимости от комфортности и вместимости транспорта, которым располагают предприниматели. Однако скептики полагают, что местные власти не будут слишком привередливы, поскольку в городе нет альтернативного коммунального автопредприятия.
Управление транспорта и связи днепропетровской мэрии объявило о подготовке конкурса на право обслуживания 44 из 130 маршрутов городской сети общего пользования. По словам начальника управления Григория Кулабухова, срок действия договоров, заключенных перевозчиками в 2005 г., истек, поэтому начинается новая тендерная кампания. Но если раньше соглашения со всеми победителями заключались на три года, то теперь власти подойдут к ним дифференцированно.
Менее всего чиновники будут благосклонны к мелким фирмам, располагающим только микроавтобусами, переделанными из грузовых. В основном это Mercedes Sprinter, которые не дают права перевозчикам брать стоящих пассажиров. По словам г-на Кулабухова, владельцам данного транспорта разрешено подавать заявки на конкурс, даже если они не могут закрыть маршруты необходимым количеством микроавтобусов, но с условием, что в процессе работы докупят более комфортабельные машины. Договоры с такими предпринимателями будут подписываться на один год с возможным продлением. С перевозчиками, располагающими достаточным количеством транспорта, в мэрии согласны сотрудничать в течение трех лет. А те компании, которые уже сейчас соответствуют всем требованиям чиновников и обещают заменить часть маршруток автобусами большей вместимости, получат на руки договоры сроком на пять лет.
В Днепропетровске нет ни одного коммунального автопредприятия, которое занималось бы пассажирскими перевозками. Поэтому власти зависят от частников, диктующих им условия и перманентно поднимающих цены на свои услуги. Сегодня стоимость проезда на большинстве городских маршрутов составляет 2 грн. В муниципалитете уже не первый год обещают поберечь карманы местных жителей, вытеснив микроавтобусы средне- и крупногабаритным транспортом. Но на деле ничего не меняется. По данным мэрии, на 44 маршрута, которые будут разыграны 8 июля, перевозчики выставят только порядка 20 автобусов вместимостью более 22 пассажиров и почти 600 микроавтобусов.
Не исключено, что количество участников тендера уменьшится. Дело в том, что в начале июня облавтоинспекция совместно с ГАИ провела масштабную зачистку на городских маршрутах. Инспекторы следили за тем, чтобы водители микроавтобусов, переделанных из грузовых, не брали стоящих пассажиров, из-за чего на остановках скапливались очереди. В итоге контролеры пришли к выводу, что перевозчики не выполняют условия договоров с мэрией и выпускают на маршруты лишь половину от необходимого количества транспорта. В ближайшее время инспекторы обещают дать городским властям список проштрафившихся, а также рекомендовать муниципальным чиновникам изучить пассажиропотоки на некоторых направлениях и, возможно, увеличить на них количество машин. Но в Управлении транспорта мэрии говорят, что официальных обращений на этот счет им еще не поступало, а нынешняя маршрутная сеть утверждена решением горисполкома, и менять ее никто не собирается. Хотя, как показывает практика, власти легко отказываются от своих слов, если ситуация на рынке начинает накаляться. Предыдущий конкурс на пассажирские автоперевозки, проведенный в 2005 г., оставил за бортом часть компаний, которые объединились в неподотчетную мэрии «частную сеть» и конкурировали с легальными перевозчиками. Через два года чиновники провели дополнительный тендер на 34 маршрута и узаконили «альтернативщиков».
e-finance.com.ua