• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • e-finance.com.ua
    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.
    На рынке нефти — своя война
    2008-08-13 14:48:00

     Хотя российско-грузинский вооруженный конфликт и пожар на стратегическом для региона трубопроводе «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД) подбросили нефтяные котировки вверх, вскоре ситауция изменилась с точностью до наоборот из-за сокращения импорта нефти. 

    Российские нефтяные компании не получат выгоды от резкого сокращения транскавказских поставок нефти из региона Каспийского моря на мировой рынок. Хотя российско-грузинский вооруженный конфликт и пожар на стратегическом для региона трубопроводе «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД) подбросили нефтяные котировки вверх, вскоре ситауция изменилась с точностью до наоборот из-за сокращения импорта нефти Китаем. Дополнительные доходы получит лишь «Транснефть», которая взяла на себя прокачку части азербайджанского сырья.

    Два события, парализовавшие транзит нефти через Кавказ, произошли на прошлой неделе одно за другим. 6 августа курдские сепаратисты взорвали участок нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан», который служит главным коридором для экспорта азербайджанского сырья и прокачивает сейчас от 850 тыс. до 1 млн баррелей в сутки. Оператором «трубы» является компания ВР, которая добывает «черное золото» на азербайджанском и казахстанском участках шельфа Каспия и собирается увеличить мощность БТД до 1,2-1,6 млн баррелей в сутки. BP заявила о форс-мажорных обстоятельствах и невозможности обслуживать экспортные контракты, что резко подстегнуло цены на нефть: в минувший четверг курс барреля взлетел на $1,60 — до $120,18.

    Ситуацию обрушил начавшийся на следующий день вооруженный конфликт в Южной Осетии. В пятницу, сразу после российско-грузинского столкновения, котировки нефтяных фьючерсов откатились назад на $4,8 за баррель. Нестабильность поставок из Каспийского региона перестала быть достаточной причиной для роста цен: военные действия на Кавказе с применением танков и авиации заставили инвесторов выводить деньги из нефти и золота и покупать доллары. А сообщения о том, что БТД выведен из строя чуть ли не до конца августа, лишь подлили масла в огонь – нефть перестала быть востребованным инструментом на рынке.

    Нефтепровод БТД крайне важен для потребителей Евросоюза, которые стремятся застраховать свои поставки из каспийского региона от России, а проходящая через Грузию «труба» является первым экспортным коридором, не идущим по российской территории. Для Азербайджана, впрочем, есть альтернативный маршрут – подконтрольный «Транснефти» трубопровод Баку-Новороссийск. Однако ВР после ввода в строй БТД вчетверо сократила прокачку по этой «трубе». Кроме того, существует грузинский порт Супса, соединенный с Баку вторым идущим по территории Грузии нефтепроводом и способный перекачивать до 150 тысяч баррелей азербайджанской нефти в сутки. Наконец, технически возможно (хотя и очень дорого, а значит, невыгодно для экспортеров) возить сырье и продукты по железной дороге Баку-Батуми, экспортируя грузы через терминалы Батуми, Кулеви и Поти.

    Несмотря на то, что пожар на нефтепроводе был потушен в понедельник, для ВР крайне важной проблемой на ближайшие две недели является поиск альтернативных путей экспорта. Теоретически, весь объем нефти, который добывается британской компанией на каспийском шельфе, может быть направлен по магистрали «Транснефти» в порт Новороссийска. Российская трубопроводная монополия удвоила прокачку сырья по нефтепроводу Баку-Новороссийск по просьбе ВР, которой пришлось сократить добычу на каспийском шельфе и увеличить поставки сырья по альтернативной трубе, а также по железной дороге в направлении грузинских портов черноморского побережья.

    Однако эти отгрузки не являются безопасными в связи с тем, что российская авиация наносит удары по целям на территории Грузии, и исключением не является и порт Поти. Во вторник Грузия официально объявила, что авиация РФ бомбардировала нефтепровод Баку-Супса. А ведь по планам ЕС, азиатских экспортеров и кавказских транзитных стран, через грузинскую территорию должен пройти и газопровод «Набукко», по которому каспийский и закаспийский газ потечет в Европу. Но после терактов и бомбардировок будущее Грузии, как важной транзитной страны выглядит крайне туманным.

    Аналитики говорят, что почти мгновенное и очень существенное сокращение поставок нефти через кавказский регион в обход России должно научить нефтяников не держать «все яйца в одной корзине» и всегда иметь в виду альтернативные пути транспортировки сырья. Потому что торжественно открытые трубопроводы, в которые вложены миллиарды долларов, в любой момент могут быть остановлены из-за диверсии или начала военных действий. При чуть ином экономическом раскладе прекращение отгрузок каспийской нефти могло взорвать ситуацию на рынке, и цены на «черное золото» взлетели бы, озолотив и без того не бедствующих нефтяников.

    Несмотря на то, что в понедельник курс барреля чуть-чуть подрос, во вторник сырье снова подешевело. И на сей раз главным фактором стало вовсе не обострение напряженности на Кавказе, а сбывшиеся прогнозы о том, что рынок нефти вот-вот перегреется. Наглядным свидетельством того избытка предложения нефти и несоответствия цены спросу стал Китай – второй после США потребитель сырья: гигантская экономика, за последние годы неуклонно наращивающая импорт нефти, в июле внезапно снизила закупки на 7%.

    Аналитики в один голос говорили, что мировая экономика уже в середине этого года откажется потреблять топливо по нынешним ценам – и именно начало этого процесса можно наблюдать сейчас. Эксперты ожидают, что вслед за Китаем импорт могут резко сократить страны ЕС и США. Тогда падение цен на нефть будет куда более заметным, и, возможно, необратимым.

    Росбалт


    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.