На прошлой неделе Верховная Рада вернулась к теме компенсации обесцененных сбережений. На повестке дня стоял вопрос о преодолении вето Президента на закон, принятый парламентом еще 2 июня.
Предложенный депутатами документ содержал поправки к Закону Украины "О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины", который был принят еще в 1997 году. В соответствии с ним в настоящее время выплачиваются все компенсации по обесцененным вкладам в Сбербанке СССР.
Депутаты предложили усовершенствовать этот закон, добавив к нему следующие положения.
Во-первых, причислить к государственному долгу Украины все средства, которые когда-то лежали на обесценившихся счетах в Сбербанке СССР, принадлежащих гражданам Украины, а также страховые взносы в Госстрах СССР и деньги, потраченные на приобретение различных облигаций и сертификатов в советское время, на общую сумму почти 132 миллиарда гривен. В настоящее время наш государственный долг составляет около 81 миллиарда гривен.
Во-вторых, депутаты предложили установить постоянный порядок определения суммы, которую нужно выделять в государственном бюджете на компенсацию сбережений. В соответствии с законопроектом, эта сумма должна составлять не менее 0,5 процента валового внутреннего продукта (ВВП) страны за предыдущий год. Таким образом, если, например, ВВП в нынешнем году, в соответствии с прогнозами, составит 530 миллиардов гривен, то в будущем году, при условии вступления закона в силу, на компенсацию выделили бы не менее 2,65 миллиарда гривен.
Закон также разрешал Кабинету министров привлекать для компенсации сбережений граждан внебюджетные средства, в том числе полученные от введения специальных налогов и операций с ценными бумагами.
Однако Президент Украины Виктор Ющенко не согласился с предложенной редакцией закона. В первую очередь он возразил против того, чтобы зачислять обесцененные сбережения в государственный долг Украины. Основанием для этого послужил Закон "О государственном внешнем и внутреннем долге Украины", в соответствии с которым обесцененные сбережения советского времени никак не могут считаться госдолгом.
Кроме того, если такой закон вступит в силу, долг Украины вырастет более чем в 2,6 раза, в результате чего резко снизятся экономические показатели и рейтинги Украины. Это приведет к уменьшению инвестиционной привлекательности нашей страны, которая, прямо скажем, и так не на высоте. А значит, сократятся возможности развития отечественной экономики, без чего найти средства для компенсаций будет очень сложно.
Также Президент не согласен с привязкой суммы, выделяемой на компенсацию сбережений, к ВВП. Он предложил собственную редакцию соответствующей статьи.
По мнению главы государства, объем выплат на следующий год должна определить Верховная Рада. А в дальнейшем, приняв 2006 год за базовый, предполагается индексировать эту сумму пропорционально увеличению ВВП. То есть если валовый внутренний продукт вырастет, например, на 10 процентов, то на столько же увеличится и сумма, выделенная на компенсации. Если же ВВП будет снижаться, то сократятся и выплаты по вкладам.
Собственно, так же, пропорционально росту ВВП, предлагают увеличивать сумму компенсаций и депутаты. Так что спор между Верховной Радой и Президентом сводится в основном к тому, какую сумму нужно индексировать. Депутаты хотят рассчитать установленный законом процент от ВВП, а Президент - определить начальную сумму на 2006 год исходя из возможностей бюджета.
Парламентарии предприняли попытку преодолеть вето Президента, однако собрать необходимые для этого 300 голосов не удалось. Тогда депутаты пошли другим путем и приняли закон в новой редакции, в которой замечания Президента были учтены частично.
Верховная Рада отказалась от статьи, предлагающей зачислить вклады в состав государственного долга. В общем-то, она принципиального характера и не носила. Если государство приняло на себя обязательство компенсировать сбережения, то разве важно, какой статус данные выплаты будут иметь? А вот статью о вычислении размеров компенсаций исходя из ВВП депутаты оставили.
Теперь слово опять за Президентом. Он вправе либо принять эту редакцию закона, либо снова наложить вето. В последнем случае депутатам придется принимать новую редакцию документа.
Инф. uabanker
e-finance.com.ua