• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Крейсер “Украина” продадут россиянам?
    2008-08-22 14:00:00

    Находясь с рабочим визитом в Крыму, министр обороны Юрий Ехануров заявил о возможной продаже крейсера “Украина”.

    Выступая в Севастополе, он сказал: “Мы ведем переговорный процесс с Министерством обороны Российской Федерации на предмет того, чтобы Россия купила крейсер “Украина”. Однако уточнил: “Такой конкретики по крейсеру “Украина”, как мы достигли две недели назад на переговорах с делегацией Минобороны Российской Федерации по Ан-70, мы еще не достигли”.

    Стоит надеяться, что нынешний переговорный процесс закончится наконец-то успешно. Ведь продать единственный украинский крейсер “Украина” стремятся давно — затее этой минимум шесть лет. Ближе всего к продаже Киев был, очевидно, в ноябре 2002 года. Тогда крейсер “Украина” был предложен Китаю в одном пакете предложений с комплексами противовоздушной обороны (шла речь о продаже комплексов, стоявших на вооружении украинских ПВО, то есть б/у, и системах радиотехнической разведки украинского производства), авиационными системами и вооружением сухопутных войск. Но сделка не состоялась.

    О том, что крейсер “Украина” не нужен украинским ВМС, было ясно давно. Вот и сейчас Юрий Ехануров подтвердил эту мысль, заявив, что иметь такой корабль, который является однотипным с крейсером “Москва” Черноморского флота Российской Федерации, не является целесообразным для Украины. “В Черном море ему нечего делать, он должен работать в океане”, — заметил министр. И действительно, какой смысл содержать “плавучую” боевую единицу, которая способна штатным вооружением поразить цель в любой точке акватории Черного моря, не отходя от пристани? Другого же вероятного морского театра военных действий для нашей армии и флота пока не существует. В этом случае проще содержать береговую батарею крейсерского вооружения, не мучаясь проблемой достройки весьма недешевого корабля.

    Но как раз в вооружении и дело. Достройка крейсера “замерзла” в момент, когда он был готов на 95 процентов. В “недостающие” пять процентов входило основное вооружение — мощнейшие противокорабельные ракеты 16-ракетного комплекса П-500 “Базальт” (благодаря этому оружию крейсера, однотипные с “Украиной”, американцы весьма обоснованно называют “убийцами авианосцев”) и флотский вариант комплекса противовоздушной обороны С-300Ф. Эти системы производят в России. Но купить их Киев не может. Причина в том, что такая “покупка” как комплекс П-500 с дальностью стрельбы 550 км подпадает под запрет Режима контроля над ракетными технологиями, который соблюдают и Украина, и Россия (ограничение для ракет, которые можно продавать-покупать, составляет 300 км дальности поражения). А что такое боевой корабль без вооружения? Нечто наподобие баржи, только и всего.

    “Украина” достраивается уже восемнадцать лет. Только на предварительные испытания ходовых качеств корабля, по словам тогда госсекретаря Минпромполитики Валерия Казакова, ушло 30 млн долларов. За сколько Киев сможет продать это военно-морское чудо, сегодня не скажет никто. Цифры в разные моменты эпопеи назывались разные — от 300 млн до миллиарда долларов. Дело в том, что до сегодняшнего дня боевое судно подобного класса на международном рынке вооружений просто не появлялось. Потому и возникал все это время резонный вопрос: кто в состоянии купить подобное удовольствие? И назывались только трое вероятных покупателей: Россия, Китай и Индия.

    Но индийцы, затрачивая нынче огромные средства на военно-морскую технику, крейсерами не особо интересуются, делая ставку на фрегаты. Понятно, почему: “убийцы авианосцев”, каким является украинский крейсер, им просто не нужны, ибо у потенциальных противников Индии и авианосцев-то и нет. С Китаем также не сложилось. Остается только Россия. К тому же, как ни странно, украинский контракт с Пекином, о котором говорили практически как о факте шесть лет назад, был очень не выгоден Москве. Ибо, как только Украина начала договариваться с Китаем по поводу крейсера, россияне заявили совершенно конкретно: продажа “Украины” третьей стороне подорвет позиции судостроительных предприятий РФ “Северная верфь” и “Балтийский завод”. Тем более что продать крейсер без согласия Москвы было бы невозможно, ибо существует украинско-российский договор образца 1993 года об обязательном совместном решении по поводу судьбы военно-технических объектов, не достроенных до 1991 года.

    Но разговор с россиянами об “Украине” тоже не вчера начался, наиболее серьезный всплеск активности на этом фронте мы наблюдали еще в 2001 году. Тогда мэр Москвы Юрий Лужков решил вложить в “Украину” денежку и купить его для ВМФ РФ под названием “Санкт-Петербург” (перед этим он профинансировал “доведение до ума” крейсера этого же проекта “Слава”, который по понятным причинам сегодня называется “Москвой”, находясь в боевом составе ЧФ РФ). Возникло даже предложение создать украинско-российский консорциум по достройке “Украины”. Переговоры проходили под девизом “крейсер за долги по газу”, но ничем конкретным не закончились. Вопрос опять-таки уперся в проблемы с закупкой вооружения.

    Тогда в российской прессе появилось заявление замдиректора николаевского предприятия “ССЗ им. 61 коммунара” строящего “Украину” Анатолия Михельсона, который утверждал, что закупка комплекса “Базальт” вполне возможна в рамках политического решения Киева и Кремля. Кремль так не считал. Впрочем, Москва в лице “Рособоронэкспорта” предложила другой вариант — установить на “Украину” вместо комплекса П-500 другой российского производства (“Яхонт” или “Клаб-Н”), который бы не подпадал под международные договоренности о нераспространении. И уже под таким соусом толкнуть на рынке. Но тогда на сцене появились китайцы, сорвав (или все-таки отодвинув на время) эти планы.

    Начиная вникать в закулисные игры вокруг “Украины”, удивляешься их обилию. Прежде всего: продажа этого корабля способна повлиять на стратегический баланс сил в регионе, и это не преувеличение. И рассчитывать на то, что и страны региона из числа членов НАТО, и Вашингтон оставят без внимания эту сделку, было бы просто глупо. Потому говоря сейчас о возможной продаже корабля Москве, стоит просчитывать и варианты дипломатического решения проблемы.

    Существует еще один вопрос по поводу “Украины”, который на первый взгляд не имеет разумного ответа. Именно: зачем было тратить деньги на достройку корабля, заведомо нам не нужного? Или в 1999 году, когда возобновилась достройка, Киев собирался “мочить” чьи-то авианосцы на просторах Атлантики или Тихого океана? Ответ прост, и с военным обоснованием не имеет ничего общего. Достройка крейсера была выгодна тем политикам из числа генералов, которые для выхода на большую арену украинской политики использовали в самом конце прошлого века южный регион в качестве плацдарма, заручаясь там поддержкой электората. Хотя именно благодаря этому были обеспечены оплачиваемой работой не только судостроители, прозябавшие в то время без заказов, но и военные моряки. Ведь недостроенная “Украина” с принятием решения довести ее до ума обзавелась и штатным экипажем из военнослужащих ВМС Украины!

    В любом случае ясно, что “Украины” надо лишаться. Но все сказанное выше свидетельствует о том, что товар этот — не просто из цикла “ширпотреба”, а еще имеет и сильную военно-политическую составляющую. А потому желающему продать его стоит учитывать мощные закулисные политические игры.

    Истчоник: "Укррудпром"

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.