• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Шантаж как способ повышения зарплаты: эффект может быть самым неожиданным
    2008-08-27 09:48:00

    Постоянный мониторинг сайтов по поиску работы не всегда является свидетельством того, что человек собирается уволиться. Нередко сотрудник просто хочет составить свое мнение о спросе на профессию, о зарплатах и перспективах роста на данном рынке. И узнав, что зарплата на аналогичной должности компании-конкурента на $50 больше, многие тут же пускаются шантажировать родного работодателя.

    «Или повышайте мне зарплату, или я увольняюсь!» — с таким или примерно таким заявлением время от времени сталкивается большинство работодателей. Реагируют на подобные угрозы по-разному, в зависимости от ценности сотрудника, обоснованности его требований, возможностей компании и многих других факторов. Что же такое «шантаж увольнением»: эффективный способ добиться повышения оклада или метод, к которому следует прибегать лишь в самом крайнем случае? Ответы на этот вопрос интернет-газета «СЕЙЧАС» выясняла у экспертов.

    Не стоит заблуждаться относительно своей значимости

    Специалисты утверждают, что шантаж, как правило, используется в двух случаях: либо шантажирующий сотрудник действительно занимает одну из ключевых позиций в компании, либо сильно заблуждается относительно собственной значимости. И, кстати, заблуждающихся немало.

    Некоторых сотрудников легко принять на работу и очень легко уволить — таким никакой шантаж не поможет

    «Условно всех специалистов можно разделить на три большие подгруппы: очень ценные, средней ценности и проходные. Первые ценятся высоко и обеспечиваются выгодными условиями работы и хорошей зарплатой. Вторые тоже ценятся, но пользуются общими льготами – их можно перевести в другой отдел, отправить на учебу, немного повысить оклад. Что касается «проходных», то здесь уже название говорит само за себя. Их легко принять на работу, легко уволить, и на предприятии от этого ничего кардинально не изменится», — считает вице-президент НПЦ «Дианализ» Виктория Егорова. По ее словам, любой организации может быть выгодно взять такого сотрудника на несколько месяцев, платить ему вполовину меньше и без сожаления расстаться, не сокрушаясь о потраченных на его рост силах и средствах. И, разумеется, никакой шантаж здесь не поможет.

    Компания как кузнец своего счастья

    По мнению руководителя департамента маркетинга сети магазинов ProStor Виктории Гнаток, многое зависит не от конкретного сотрудника, а от компании. «Нашим сотрудникам мы предлагаем множество путей для развития. И у действительно талантливого, инициативного, целеустремленного человека в нашей компании не возникает необходимости выдвигать какие-либо ультиматумы, поскольку его труд и самоотдача руководством замечаются раньше», — отметила Гнаток интернет-газете «СЕЙЧАС». По ее словам, «формируя собственную систему отношений, каждая компания самостоятельно закладывает в корпоративный фундамент все будущие успехи и проблемы, то есть сама является «кузнецом» командного духа. Как известно, что посеешь, то и пожнешь. Поэтому мы стараемся, чтобы личные и профессиональные принципы соискателя были созвучны с нашими. Такой подход практически исключает появление в нашей команде случайных людей».

    Тем не менее опросы показывают, что далеко не всегда труд «вознаграждается по достоинству», в связи с чем некоторые сотрудники считают возможным «подтолкнуть» работодателя к «правильному» решению. Впрочем, этот номер проходит не у всех.

    Как любое действие, направленное против личности, шантаж вызывает противодействие

    «Если сотрудник пытается меня шантажировать, мы не сработаемся, каким бы ценным он ни был. Общеизвестно, что шантажист не успокаивается никогда, и каждый раз требует все больше и больше, и шантаж на рабочем месте ничем не отличается от того, который карается по закону», — отметил интернет-газете «СЕЙЧАС» директор одной из столичных фирм, пожелавший остаться неназванным. По его словам, негласное правило, которому следуют практически все руководители со стажем, – выдержать «мхатовскую паузу». То есть не давать ответ сразу, а за время, взятое на размышления, распределить обязанности шантажиста между другими сотрудниками, после чего спокойно распрощаться с шантажистом.

    «Шантаж по своей сути – это преступление, направленное против личности, и, как и всякое подобное действие, шантаж вызывает противодействие. От шантажистов всегда стремятся избавиться: либо убирая причину, либо самого шантажиста», — рассказывает Егорова интернет-газете «СЕЙЧАС». По ее словам, даже если работник шантажом улучшит свое положение, поскольку решение было принято руководством под давлением, сотруднику этого не простят. И в скором времени шантажист заметит, что выгодных клиентов к нему не подпускают, интересные заказы не дают и вообще стараются нейтрализовать. «К тому же прием с шантажом удачно срабатывает максимум один раз — если сотрудник действительно в данный момент незаменим и руководство не готово к его потере. К следующему разу руководитель будет начеку и сумеет подготовиться», — говорит психолог.

    Создать положительный имидж непросто

    Нередко сотрудники прибегают к похожему, но все же не такому кардинальному способу. А именно: работник сообщает работодателю о том, что ему предложили более высокооплачиваемую и престижную работу, но он… отказался.

    Как разъяснила интернет-газете «СЕЙЧАС» психолог Марина Деркач, «и в этом случае достигнуть ожидаемого эффекта удается не всегда. Нередко подобные заявления не только не повышают статус сотрудника в глазах руководства и не создают положительный имидж верного сотрудника, но выглядят нелепо. У работодателя неизбежно возникнет вопрос, почему столь выгодное предложение так и не было принято? Может, сотрудник сомневается в своих способностях? Или слишком ленив, чтобы что-то начинать сначала? А, может, просто выдумал историю, дабы набить себе цену?».

    На рынке появляется все больше компаний, ни при каких условиях не удерживающих сотрудников, которые хотят уйти

    По мнению психолога, со стороны руководителя было бы неразумно повышать специалиста в должности или увеличивать ему зарплату только лишь потому, что где-то ему обещали больше. «Зарплаты, премии и должности должны распределяться в зависимости от заслуг сотрудника, а не от внешних факторов, порой придуманных», — говорит Деркач.

    Кстати, на рынке находится все больше компаний, которые придерживаются принципа «ни при каких условиях не удерживать сотрудников, которые хотят уйти». И причина кроется именно в том, что шантаж со стороны подчиненных уже давно перестал быть редким явлением. Как рассказала интернет-газете «СЕЙЧАС» консультант по подбору персонала рекрутинговой компании HRC Talents Наталья Воскобойникова, из-за того, что компании перекупают друг у друга ценные кадры, работодатели становятся жертвами шантажа со стороны специалистов с уникальным опытом, которым сложно найти замену. Выбор у работодателя небольшой: либо удовлетворять их требования (скорее всего, до следующего предложения извне), либо лишиться ценного кадра.

    Когда просить прибавку?

    Если работник действительно считает, что он достоин большего и может рассчитывать на лучшее место, правильнее будет не шантажировать, а открыто поговорить с руководством. Тогда он либо честно получит прибавку, либо честно уйдет в другое место, говорит Егорова.

    Кстати, знающие люди утверждают, что просить прибавку нужно в подходящий момент. В зависимости от обстоятельств за одни и те же заслуги могут в какой-то момент дать «от ворот поворот», а в какой-то – увеличить оклад в 1,5-2 раза. О том, что походящий момент наступил, могут свидетельствовать завершенная удачная сделка, рост прибыли, выход на рынок сильного конкурента, а также личный «прыжок выше головы».

    Просить прибавку лучше в среду

    А, например, американские социологи выяснили, что просить прибавку к зарплате лучше в среду. Данные, собранные в ходе опроса, показали, что «прошения» в этот день заканчивались более успешно. «Насколько результаты исследования применимы к украинским реалиям, сказать сложно. В любом случае можно говорить о том, что не стоит надеяться на удовлетворение своей просьбы только лишь на том основании, что она прозвучала в среду», — говорит Деркач. Кстати, даже по средам специалисты советуют просить увеличения зарплаты не чаще раза (максимум – двух раз) в год.

    Эксперты кадрового рынка настоятельно советуют избегать категорических ультиматумов. Лучше преподносить свои требования завуалировано, а идеальный вариант – вообще воспользоваться тактикой распространения слухов.

    И, наконец, главное правило безопасного шантажа — не блефовать. На случай, если ультиматум не сработает, неплохо было бы иметь в активе альтернативное предложение – иначе можно остаться на улице. Хорошая новость для шантажистов: учитывая нехватку ценных кадров, работодатели, вопреки здравому смыслу, все же идут навстречу. Плохая новость для работодателей: опыт показывает, что сотрудник-шантажист, даже получив желаемое, как правило все равно покидает компанию в течение года.

    Лига

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.