• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Кабмин выделит 10 млрд гривен на аэропорты
    2009-09-22 11:30:38

    Государство намерено вложить 10 млрд гривен в строительство и реконструкцию украинских аэропортов. Стоит ли тратить такие средства на новые региональные аэровокзалы, резервами которых воспользуются один раз?

    Сколько времени необходимо для того, чтобы построить новый терминал в международном аэропорту с пропускной способностью несколько десятков тысяч человек? Всего лишь пару дней. Именно так поступают в аэропорту "Борисполь" при приеме многотысячного потока паломников-хасидов, следующих со всего мира в украинский городок Умань в сентябре каждого года. В это время для них возводят отдельный терминал, который напоминает большую палатку. И прибывшие довольны, и организация данного мероприятия обходится аэропорту в копейки.

    В то же время для того, чтобы встретить болельщиков, которые посетят футбольные матчи чемпионата Евро-2012, государство решило возводить новые аэровокзалы в регионах. Причем средства, запланированные под это, - не копеечные. Например, во Львове планируют построить к знаменательному событию еще один терминал с пропускной способностью 2,8 тыс. пассажиров в час, тогда как сегодня в сутки проходит 300-400 человек. И это требует, по мнению львовских чиновников, не менее 1 млрд грн. Чемпионат продлится недолго, зато будет где разгуляться местному населению. Такая же ситуация и в других городах. Есть ли смысл зарывать миллиарды гривен в то, что будет актуальным лишь на некоторое время?

    Дела плохи
    То, что украинские аэропорты требуют реконструкции, - факт. Недавно все неудобства региональных аэропортов ощутила на себе премьер-министр Юлия Тимошенко. "При посадке самолета у меня чуть зубы не повылетали", - сокрушалась премьер-министр, приземлившись в аэропорту Запорожья.

    По этой же причине авиакомпания Wizz Air Ukraine отказалась летать в Одессу. "Там настолько плохая полоса, что мы меняли колеса чуть ли не каждый день", - посетовала член совета директоров авиакомпании Наталья Казмер. Непригодность для полетов региональных аэропортов (в большинстве случаев речь идет о взлетно-посадочной полосе) подтвердили и в других авиакомпаниях, подчеркнув, что инфраструктура украинских аэропортов совсем не развивается. Представители авиакомпаний отметили, что в Одессе очень сложная для экипажей система захода на посадку, в Симферополе руление занимает не менее 15 минут, а во Львове и вовсе - "лежачий полицейский"...

    Если учесть, что в плане качества взлетно-посадочной полосы международным стандартам соответствует только "Борисполь",  при этом он все же остается глубоко провинциальным на фоне европейских аэропортов, можно представить состояние региональных аэропортов.

    По мнению экспертов, перспективы развития в Украине реально имеют не более шести региональных аэропортов, имеющих статус "международный" - это аэропорты Симферополя, Донецка, Харькова, Днепропетровска, Одессы и Львова. Правда, воспрянули духом еще несколько региональных аэропортов, попавших в списки резервных, готовящихся принимать участников чемпионата по футболу Евро-2012, - Луганский, Мариупольский, Луцкий, Полтавский, Ивано-Франковский. В общей сложности на реконструкцию 10 аэропортов планируется выделить более 10 млрд грн, из которых почти 7 млрд из госбюджета и 3 млрд грн частных инвестиций.

    Идея реанимации пассажиропотока в местных аэропортах не покидает и многих местных руководителей. Так, мэра Винницы не устраивает то, что аэропорт города не попал в списки резервных, и все равно предлагает не ставить на нем "крест", а использовать для международных перевозок, например для хасидских маршрутов - в Умань, Брацлав, Меджибож.

    К тому же девять аэропортов определены Минтрансом как стратегические, для них как раз сейчас в Госавиаадминистрации разрабатывается план развития до 2020 года. Из этого списка в подготовке к футбольному чемпионату не участвуют аэропорты Днепропетровска, Одессы и Симферополя. То есть перспектива их развития в руках собственников.

    Кто собственник?
    Форма собственности отечественных аэропортов сегодня является для них одной из их основных проблем. Четыре аэропорта находится в госсобственности, остальные - в коммунальной. Посему Александр Давыдов, замминистра транспорта и связи, председатель государственной авиационной администрации, и мечтает о временах, когда все три десятка аэропортов, существующих на сегодня в Украине, вернутся под государственное крыло. После чего все крупные аэропорты, в том числе и "Борисполь", будут переданы в управление международным управляющим компаниям. По мнению эксперта, все до единого аэропорты Украины надо сохранить. К тому же они  должны дотироваться из бюджета, считает чиновник. Зачем? "Должен существовать быстрый доступ из регионов в столицу для социальных целей, санитарной авиации", - считает Александр Давыдов. По его мнению, не за горами и развитие частной авиации, которая как раз и будет базироваться на маленьких аэродромах Бердянска или Житомира.

    Что касается приватизации или привлечений частных инвестиций, то этот процесс сопряжен с определенными трудностями. Так, приватизации не подлежат взлетные полосы, а инвестировать в аэровокзалы инвесторы согласятся только при условии окупаемости. На сегодня таких условий нет, хотя в Минтрансе хотят доказать обратное. Как пример, приводят сотрудничество с бизнесменом Александром Ярославским в Харькове, компания которого получила аэропорт в аренду на 49 лет. Показательным, по мнению чиновников, должен стать опыт государственно-частного партнерства во Львове. Там для привлечения инвестора, пообещали передать аэропорт в управление на 30 лет.

    Однако многие эксперты видят выход в передаче аэропортов именно в частные руки. Яркий пример тому - единственный аэропорт, находящийся в частной собственности, - днепропетровский. Компании, близкие к группе "Приват", уже заявили о том, что намерены вложить в реконструкцию аэропорта и развитие его инфраструктуры не менее $214 млн. Говорят и о заинтересованности аэропортов Вены и Мюнхена в украинских авиаплощадках. Специалисты уверены, что с приходом таких управляющих в отечественные аэропорты придут все авиакомпании, базирующиеся в них.

    А пока специалистов УЕФА заинтересовал временный терминал для хасидов в "Борисполе". Быстро и дешево - возможно, этот опыт возьмут на вооружение руководители региональных аэропортов? Например, в аэропорту Буве, рядом с Парижем, уже шесть лет стоит палатка. Летом она охлаждается, зимой обогревается, там есть кафе и магазинчики. Для того чтобы пройти к самолету и улететь, людям по большому счету большего и не надо.

    ИНВЕСТГАЗЕТА, Дина Пархомчук

    Инф. delo.ua

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.