• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Банки выбирают платежеспособных страховщиков
    2009-11-02 10:30:16

    С началом кризиса основным критерием отбора при аккредитации банками страховщиков стала их платежеспособность.

    С начала кризиса доля банкострахования в объеме собранных страховщиками премий снизилась более чем в два раза. «В 2008 году банкострахование занимало в портфелях страховых компаний в среднем 70-80% от всех продаж. В этом году данный показатель снизился по сравнению с прошлогодним на 50-60%», — рассказывает заместитель гендиректора Лиги страховых организаций Украины Александр Залетов. Эти цифры наиболее ярко характеризуют «тесноту» сотрудничества банков и страховщиков на данный момент. Вместе с резким падением банкострахования изменились и правила работы этого рынка. В чем именно состоят эти изменения, выяснило «ДЕЛО».
    Размер депозита — не главное

    Раньше банки аккредитовали у себя страховые компании, выставляя требования главным образом к уровню агентского вознаграждения и размеру депозита, который страховщики должны были разместить в банке. Последние, скрепя сердце, соглашались, так как взамен получали от банкиров бизнес — страхование заемщиков. А это направление в деятельности практически всех классических страховых компаний было до кризиса ключевым. Поэтому каждая компания стремилась аккредитоваться в как можно большем количестве банков, даже если реально основные «страховые» потоки направлялись на два-три, а то и вовсе на одного страховщика, аффилированного с банком. Хоть немножко, да заработаешь.

    С наступлением кризиса массовое кредитование, а за ним и банкострахование приостановилось, при этом депозиты некоторых страховщиков надежно «примерзли» к проблемным банкам. Страховые компании обиделись на партнеров, но работать с ними не перехотели: все-таки у банков остались «старые» заемщики, которым нужно ежегодно перезаключать договоры. Кроме того, некоторые крупные финучреждения продолжают потихоньку кредитовать. А этот факт в период падения сборов на рынке не может не интересовать страховщиков.

    Вместе с тем банкиры, столкнувшиеся с массовыми невыплатами заемщикам страховых возмещений, а то и банкротством ряда страховщиков-партнеров, выставили более жесткие условия аккредитации в этом году: «Сегодня ужесточился контроль финансового состояния со стороны банков, что обусловлено общим падениtм уровня доверия к страховщикам и стремлением банковских учреждений уберечь своих клиентов от проблем при страховых выплатах», — рассказывает директор департамента по работе с финансовыми учреждениями СК «Наста» Виталий Вилинчук. Проще говоря: если раньше главными критериями в отборе партнеров для многих банков были размеры «агентских» и депозитов, то теперь на первое место вышла платежеспособность страховщиков.

    «Сегодня анализ финансового состояния страховой компании на основе ежеквартальной финансовой отчетности осуществляется намного тщательнее и по совершенно другим показателям», — добавляет Наталья Бигун. В результате у банков заметно поубавилось аккредитованных страховщиков. «Произошло более четкое определение: какая компания с каким банком работает, отсеялись многие не-

    платежеспособные и неаккредитованные страховщики, а контроль за потоками страховых договоров стал более системным», — комментирует начальник управления по работе с банками СК «Провидна» Андрей Ивчатов.
    Поменялись местами

    Эксперты страхового рынка отмечают этот момент как положительный в работе с банками, ведь в период, когда никто из клиентов толком не знает, какая страховая компания реально надежная, а какая только пускает пыль в глаза, аккредитация в банке дает компании дополнительные «баллы». Мол, если банк проверил и поверил, то компания действительно надежная… И платежеспособная, ведь наряду с ужесточением требований к финотчетности многие банкиры по-прежнему требуют от страховщиков вносить немалые депозиты (как гарантию выплат) и платить внушительные комиссионные. «Средний минимальный объем вознаграждения банкам сегодня составляет 15-30% (автострахование — 15%, недвижимость — 20-30%), а средний размер депозитов — от 3-5 млн. грн. до 30-35 млн. грн.», — рассказывает Андрей Ивчатов.

    Правда, здесь кроется еще одна особенность сотрудничества страховщиков и банков в кризисное время, которая в будущем может стать ключевой. Дело в том, что если раньше страховщики были больше заинтересованы в банках, то теперь ситуация поменялась. Некоторые банки, испытывая проблемы с ликвидностью, готовы предоставлять аккредитацию по-прежнему многим страховщикам в обмен на депозиты последних, а по сути, продолжают работать, как и в предыдущие годы, с одной или несколькими аффилированными компаниями. Такой подход, понятное дело, не устраивает страховщиков: в период кризиса они начали задумываться, а нужна ли им аккредитация в таком банке, если проку от этого практически никакого. Поэтому крупные страховщики в этом году сами начали проводить аккредитацию банков.

    «Страховые компании сегодня сами начинают выбирать банки. Пока это происходит в основном естественным путем: страховщики начинают оценивать риск возврата средств с депозита и выполнения обязательств банками», — говорит Андрей Ивчатов. Второй причиной таких действий служит трезвая оценка страховщиков: а что же они получат взамен размещенных депозитов? «Основным критерием при выборе банка-партнера является размер кредитного портфеля, так как, основываясь на этой информации, мы имеем возможность рассчитать доходность нашего сотрудничества», — добавляет Наталья Бигун.

    По словам экспертов, ситуация, когда страховщики будут выбирать банки, а не наоборот, продолжится до тех пор, пока на финансовом рынке не наладится ситуация с ликвидностью. Как только банки перестанут гоняться за депозитами страховщиков и начнут более активно кредитовать, право выбора вновь будет за ними. Вместе с тем, по словам президента страхового брокера «Дедал» Ибрагима Габидулина, на прежних условиях страховщики с банками уже сотрудничать не будут. «Обе стороны вынесли урок из нынешней ситуации, поэтому в будущем страховые компании и брокеры уже не будут спешить работать с банками, требующими очень высокие агентские. Банки же, в свою очередь, будут более жестко проверять финансовое состояние страховщиков-партнеров», — считает он.

    Татьяна Павлюченко

    Инф. delo.ua

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.