В течение года нелегальный импорт автомобильных шин в Украину вырос в два раза и достиг 50% рынка. Этот тренд имеет шанс закрепиться в дальнейшем.
Лицом к потребителю
Новый сезон предоставил владельцам авто возможность приобрести элитные шины по цене медиум-класса благодаря нереализованным в 2008 году складским запасам, которых достаточно практически у всех продавцов. Поэтому без особого труда можно найти «премиальные» шины с прошлогоднего запаса по цене шин медиум-класса из нового завоза. Но это лишь в преддверии сезона. Продавцы будут стимулировать безнадежно падающие продажи, пока не наступит пик спроса. «Потребитель откладывает покупку шин, поэтому продажи в этом сезоне как никогда будут зависеть от погоды», - говорит директор компании «Nokian Tyres Украина» Игорь Богданов. Уже ближе к декабрю «ценовая анархия» постепенно сойдет на нет, и рынок вернется в привычное русло.
Однако забот у продавцов не убавится, с прежним энтузиазмом им придется искать пути закрепления своих позиций на рынке. «Производители сегодня находятся в ожидании начала сезона, но уже сейчас можно предположить, что в результате дефицита финансирования уменьшится количество поставщиков и, соответственно, предложение», - подчеркнул Игорь Богданов. Впрочем, невзирая на рыночные неурядицы, его компания только в этом году открывает 28 новых шинных центров, где можно не только приобрести шинную продукцию, но и получить сопутствующий сервис. Компании, имеющие финансовый запас прочности, готовятся укрепить свои рыночные позиции и по возможности занять места, которые освобождают их менее удачливые конкуренты.
Уже несколько лет кряду рынок показывал существенный рост как в натуральном, так и в денежном выражении. А в 2008 году и вовсе продемонстрировал рекордные 40% роста, в то же время его емкость оценивалась в 2,5-3 млрд. грн. При этом продавцам не было тесно на украинском рынке. Шиноторговцы без особых проблем находили своего покупателя, ведь дважды в год - весной и осенью, в сезон «пере-обувки» авто - на станциях технического обслуживания выстраивались очереди длиной в месяц. Но 2009 год, даже по самым оптимистичным прогнозам, продемонстрирует падение на 30-40%, уверяют эксперты.
Черная полоса
Самой пострадавшей категорией продавцов называют импортеров элитных шин, которые, потеряв значительную часть привычной клиентуры, не в состоянии обзавестись новыми заказчиками. А сложившаяся рыночная конъюнктура только содействует росту «черного» и «серого» импорта. Если в конце прошлого года доля нелегально ввезенной продукции достигала 20%, то уже летом нынешнего она превысила 50%, из-за чего потери государственного бюджета, по оценке экспертов, могут достичь 1 млрд. грн. По данным Евростата, за 2006-2007 годы из стран Евросоюза в Украину было ввезено 3,156 млн. шин на сумму $150 млн. При этом, по данным Госкомстата Украины, импорт из этих стран составлял всего 156 тыс. шин, то есть фактически 3 млн. шин было ввезено без таможенного контроля. Эксперты в один голос твердят, что к решению этой проблемы нужно привлекать государственное регулирование. Опыт ближайших соседей, к примеру, России, показывает, что проблема «черного» импорта решается именно благодаря четкому контролю сертификации продукции.
Ирина ГОСУДАРСКАЯ
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua