Почему гостиницы не растут, как грибы
Самой перспективной страной восточной Европы в плане развития гостиничного бизнеса назвали Украину на первой международной конференции «Гостиница 2006», которая прошла вконце прошлой недели в Киеве. Однако это отнюдь не связано с позитивными качественными изменениями в отечественном сегменте туризма. Наоборот, Украина заслужила это звание именно из-за почти полного отсутствия «звездочности».
Тем временем количественный прогресс нашей страны в этой сфере не вызывает сомнений. За последний год было принято на два миллиона туристов больше, чем в 2004 году. В целом — 17,6 миллиона иностранцев. А в ближайшие годы, если Украина выиграет тендер на проведение финала Кубка UEFA-2012, у нас прогнозируют настоящий туристический «бум-бум»: если государство не сделает соответствующих шагов, болельщики во время проведения чемпионата останутся без крыши над головой.
Ныне в Украине зарегистрировано и действует 5218 гостиниц, в основном частных, и 3200 санаториев. 117 гостиниц, рассчитанных на 8700 мест — в городе Киеве. Ежегодно услугами гостиниц пользуются больше миллиона человек, треть из которых — иностранцы. Однако приведенные данные свидетельствуют о жалком положении вещей. Ведь, по свидетельству специалистов, спрос втрое превышает предложение, а в высшем сегменте (гостиницы высокого класса) — вдесятеро.
Большинство гостиниц явно устарели, выдержанные в строгом стиле советского минимализма. И если мы привыкли к этой «роскоши», то избалованного удобствами иностранца такой «сервис» может раз и навсегда оттолкнуть от всех туристических, исторических, курортных и других ов Украины. Тем временем цены на такое «добро» довольно таки приличные — от 30 гривен в сутки в самой дешевой «комнатке», которую даже трудно назвать гостиничным номером, и даже до 2000 гривен в пятизвездочной гостинице, например, Киева или Донецка. И это при том, что отечественное обслуживание в большинстве случаев до сих пор не выдерживает никакой критики. Автор этих строк на себе (в порядке журналистского эксперимента) это почувствовала: в гостинице при одесском аэропорте довольно комфортно сосуществуют постояльцы и крысы. А такое благо цивилизации, как горячая вода, в большинстве гостиниц средней руки можно найти только в стакане с кипятильником. Кстати, именно эта незаменимая вещь советского быта особенно «веселит» иностранных гостей.
Но, не все так плохо в нашем доме. В последнее время в Украине все-таки появились приличные гостиницы. В Киеве, например, пятизвездочная — только одна, четырехзвездочных — 6. А по мировым стандартам гостиниц такого класса в нашей столице должно быть больше двадцати. Поэтому пока с гостиничным сервисом успешно конкурируют частные лица, которые сдают собственные квартиры (так называемые апартаменты) за меньшую или такую же стоимость, как и номера в гостиницах. Их деятельность никто не контролирует, хотя известны случаи обмана клиента хозяевами или наоборот.
Любой ценой зарубежные гостиничные операторы и инвесторы готовятся полноправно вступить на украинский рынок. Здесь им есть где развернуться. Конкуренции почти нет (количество койко-мест для 48-миллионной страны крайне мало), соответствующие услуги не рекламируются... И тогда украинским собственникам гостиниц становится трудновато. Они уже понимают, что не смогут достойно конкурировать. Это показывает, в частности, опыт работы таких первопроходцев, как «Прем’єр- Палац» и «Редіссон САС». Кроме того, на украинский рынок пришли такие гостиничные «монстры», как «Hilton», «Intercontinental Hotel Group», «Hayyat». Они готовы инвестировать, кто чем может: кто деньгами, кто своим брендом, кто высококлассными специалистами.
Председатель государственной службы туризма и курортов Министерства культуры и туризма Украины Анатолий Пахля, который принимал участие в конференции, подсчитал, что общая сумма инвестиций в туристическую инфраструктуру Украины в 2005 году превысила 1,8 миллиарда гривен. Но этого недостаточно. И причина этого, как утверждает Пахля, в высоком уровне коррумпированности отечественных чиновников. С последним не смогли не согласиться и присутствующие на конференции зарубежные гости. Как отметил в своем докладе исполнительный вице-президент Мюнхенского офиса компании Lones Lang LaSalle Hotels Кристоф Харле, доля туризма в ВВП Украины составляет только 3%. «Если мы посмотрим на Испанию или на Австрию, то там доля туризма достигает 6,7%. Это говорит о том, что в стране есть большой потенциал», — отметил он. Основная причина, которая привлекает иностранных гостиничных операторов в Украину, — это желание обслуживать своих постоянных клиентов, где бы они ни были. Но здесь они сталкиваются с тремя сугубо украинскими проблемами: с точки зрения привлекательности инвестиций, гостиничная сфера уступает торговому и офисному сегментам. Минимальный срок окупаемости четырех- или пятизвездочного проекта в сфере гостиничного бизнеса не меньше 7-8 лет. Для офисной и торговой недвижимости этот срок меньше на 2-3 года. То есть априори офисная и торговая недвижимость более привлекательна для инвестора. Кроме того, о ней не нужно так заботиться. А вот гостиничный бизнес, как считают иностранные специалисты, довольно нежный. Здесь нужно следить за персоналом, постоянно совершенствовать дизайн, мебель, охранительные системы и тому подобное. Руководитель отдела консультаций по недвижимости «Ernst & Young» Андрей Назаренко отмечает еще одну тенденцию: зарубежные гостиничные операторы опасаются вкладывать свои деньги в нестабильную украинскую экономику. Но все-таки готовы рисковать.
Пока иностранцы ищут входы-выходы на украинский гостиничный рынок и землю в историческом центре Киева, которой уже почти не осталось, отечественные собственники и не думают ничего совершенствовать в своем бизнесе. Их вполне устраивает нынешняя ситуация: отсутствие конкуренции и выбора у гостей страны. Интересно, кого они будут обвинять тогда, когда на них найдется амбициозный зарубежный инвестор, который построит наконец в Украине такую систему гостиниц, как Хилтон или Шератон?..
Ольга Василевская
Инф. day
e-finance.com.ua